понедельник, 31 декабря 2012 г.

Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!

Ссылка на OZON.

Пожалуй, последней моей заметкой в этом году будет именно восхищение данной книгой.

О ней я узнала, как сие не странно... От тестировщиц! Сначала коллега на работе пела дифирамбы некоему Фейнману, с блеском в глазах живописно пересказывала, как он спер дверь и честно в этом признавался, а ему никто не верил... Восторженно размахивала руками и всячески советовала, в общем.

А потом, буквально неделю или две спустя, еще один восторженный отзыв оставила Таня Зинченко! Вот тогда то я и поняла, что "пора брать".

Взяла - и не пожалела. Книга читается удивительно легко. Например, когда мы приехали в аэропорт, в котором надо было подождать около 3 часов, я накачала себе в айпад несколько серий доктора Хауса, думая, что почитаю часик, ну два. Потом обычно хочется немного передохнуть от книжки, переварить информацию. Как бы не так! Книжку я читала до посадки и даже после взлета не сразу переключилась на кино, так она захватывает!

Формат рассказаов кажется поначалу немного непривычным, но потом идет очень гладко. "Слушать" воспоминания Фейнмана очень интересно, так увлекательно он рассказывает. Причем как о физике, так и об игре на барабанах. В общем, для переключения со всяких бизнес-книг - самое то!

Я, кстати, после недавнего разговора с коллегой вынесла отличное правило - книги надо читать через одну. Одну про тестирование / менеджмент / разработку, вторую про презентации / ораторику / переговоры... В общем, отличная практика переключения, чтобы не зацикливаться только на одной теме! Как раз сегодня разбирала книги, купленные еще перед отпуском - ух, столько всего интересного! Столько всего хочется ррраз - и прочитать!

И я всем желаю в новом году получить кучу позитива и удовольствия как от работы, от своей деятельности и от увеличения ваших прикладных знаний, так и от общения с близкими / друзьями / чтения не бизнес-книг!

PS - а у этой книжки есть еще и продолжение, "Какое тебе дело до того, что думают другие?". Небольшой отзыв, найденный в интернете:

Эта книга - продолжение его воспоминаний "Вы, конечно, шутите, мистер Фейнман!". Кроме того, в этой книге находится очень интересный очерк "Мистер Фейнман едет в Вашингтон". Речь идет о знаменитой катастрофе космичского шаттла "Челленджер" 28 января 1986 года. Фейнман занимался расследованием этого дела.

PPS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

среда, 26 декабря 2012 г.

Денис Бесков. «Практика разработки требований к массовым продуктам»

По горячим следам хочу рассказать о первом впечатлении от тренинга. Конечно, самое интересное - это сравнить первое впечатление и впечатление через месяц, когда ты или что-то сделал, или не сделал ничего. Но чтобы было, что сравнивать, нужно это записать!

Так вот. В это воскресенье (не совсем горячие следы, но что поделать, так получилось...) проходил первый, пилотный тренинг Дениса Бескова «Практика разработки требований к массовым продуктам». Очень рекомендую людям, которые строят процесс с нуля! Которым надо выбрать, что производить, что может окупиться, а что - явно прогорит.

Конечно, я в своей "взрослой" жизни тестировщика работала только с заказными разработками. С другой стороны, я:
  • именно во время тренинга встала на сторону покупателя того самого массового продукта, после чего долго плевалась, в том числе и в своем бложеке.
  • во времена "детства" (первый год в тестировании) я работала как раз таки над массовыми продуктами, мы делали игры для мобильных телефонов.
В общем, вполне себе любопытно. Так что, если кратко - все здорово. В лучших традициях отличного тренинга, большая часть занятия построена в виде игры, в которой ты сам влезаешь в шкуру Заказчика, пытаешь собрать мнения, поработать с командой, сделать тяжелый выбор и, наконец, попробовать увидеть счастливого покупателя! Кратко все, дальше длинно (smile)

Самое страшное, что было в этом тренинга - это выбраться из такой теплой, такой уютной постельки в 9 утра в воскресенье! Причем, как ни странно, на следующий день я снова легла в час ночи и до 10 утра замечательно выспалась. Но в воскресенье... Нет, это тяжело. Но чего не сделаешь ради учебы и саморазвития?

Приехать я постаралась пораньше, чтобы, может быть, помочь чем, гостей встретить... Но волновалась я напрасно - я была первая, а моя коллега - вторая. Так что гостей мы встречали вместе. Угощали их чаем-кофем и даже пытались развлечь. А потом и Денис приехал. Расселись и началось!

Вначале, разумеется, Денис записал ожидания участников - чего те хотят от тренинга, на какие вопросы ответить? А я, честно говоря, тут же забыла тему нашей встречи (smile) Просто днем раньше я внимательно вчитывалась в описание нового онлайн тренинга Дениса о разработке требований к ПО. Поэтому, напрягая память спозаранку, в ответ я получала перед глазами только гугло-страничку с описанием онлайн тренинга.

Потому я сидела молча и пыталась сделать вывод на основе вопросов, которые задавали другие участники и тихо надеясь, что Денис дойдет до меня в последнюю очередь )))) Прокатило! Заодно и тему услышала.

Ладно, узнали кто что хочет, а потом разделились. Было нас 10 человек, по 5 человек в команде. И вот мы, такие все крутые, хотим сделать продукт массового произодства. Начать решили с простого - блокноты (которые реальные, ага), микрофоны, клавиатуры и прочая. И надо пройти весь цикл - подумать, применяя полученные навыки (какие именно - узнаете сами, когда на тренинг придете Wink ;)) - а что же выстрелит на рынке, впарить свое изобретение инвестору, а потом и покупателям.

Так вот, второй команде повезло, им досталась клавиатура. Ну или они такие прошаренные, прикольно сделали. Хотяяяя, нас ведь вначале спросили, чего мы хотим.

Ну я и рассказала, что хочу вот это и больше ничего.



(Афигеть, это архивная продукция?? Срочно на сову, парочку клавиатур на запас взять, любимых...) Почему? Очень просто. USB-разъем и разъемы под микрофон / наушники. Ну ооооочень удобно. Особенно раньше, когда геймером была - играешь? Воткнул наушники. Смотришь кино? Воткнул колонки, зря чтоли покупались?

Да и сейчас, в принципе - надо по скайпу пообщаться? Это одно. Фильм посмотреть - другое. Да даже на работе! У меня совершенно внезапно сдох микрофон, на ушках, кстати, тоже от A4Tech. А мне с Заказчиком созваниваться. И у нас, что совсем красота, передние выходы микрофонные не работают, только задние. Прошу у соседа микрофон, он не против. Я залезаю к нему под стол, достаю микрофон, залезаю к себе под стол, подключаю, общаюсь с Заказчиком, залезаю к себе под стол, достаю микрофон, залезаю к нему под стол, подключаю... Мило, да? А так - воткнул клавиатуру один раз и больше не паришься.

Кстати, Денис Бесков нам рассказывал в процессе занятия, чем же это плохо, слушать людей, когда делаешь массовую продукцию. А тем, что каждый человек считает, что его мнение очень важное и многим было бы так же удобно, как и ему. И да! Я так считаю! Ладно, ход клавиатуры могут любить большой (а у этой маленький, как я люблю), раскладка и тд. Но разъемы! Полезны и точка!

В общем, так как мы учимся, то показывали друг другу наброски. И я увидела, что мое мнение вообще не учли. Причем ни одно. Нет, ну ладно, я решила поприкалываться и сказала, что куплю клавиатуру, которая мне готовить будет помогать (smile) Но ведь и вполне обоснованные требования просто не взяли в расчет. Зато заявили:

- А вот все, кто говорил про ipad, говорили и про телевизоры.
- Я не говорила! - тут же возмущаюсь я.
- А мы не про тебя!
- Так я говорила про ipad о_О

В общем, по всем фронтам проигнорили. Обиделась я и решила ничего у них не покупать )))
Правда, когда мне начали предлагать, я чуть не повелась. И мальчик оратор был неплохой, да и я в магазине могла бы засомневаться - и такая клавиатура и растакая, и ловит то она и ipad и телевизор.

Поэтому первая мысль - а что, круто же! Вторая - так, и часто ты на этих вещах что-то вводишь, для чего родной клавиатуры ipad не достаточно? Нет, может, под натиском хорошего консультанта я бы и купила и то и то, будь с собой деньги. Но в игре то зачем? Тем более что так бы и валялась покупка неприкаянной.

В общем, я была непреклонной, моих якобы геймерских запросов клавиатура не решала. Зато продавали ее смешно:

- А еще она к телевизору подключается!
- Так это когда он есть...
- А у нас отличный выбор и прекрасные кредиты!
- о_О Чувак, я за клавиатурой пришла...
- Ну и что? Всего 20 тысяч!
- ....
- Берете сейчас, платите через полгода!

В общем, похихикала, но ничего не взяла. Так меня потом еще и обозвали "не наш клиент", типа геймер не человек. А чего, в конце концов, сразу геймер? Вон я выше приводила пример, когда это было не удобно на работе... Причем созванивалась я с Заказчиком раза 3, пока мне новый микрофон не купили, так и совершала кучу ненужных движений...

Но суть в чем - было весело! И познавательно! После первой игры была вторая, где мы перешли уже ближе к нашей тематике. Компьютеры там, андроиды и прочая прочая. Об этих играх я рассказывать уже не буду, чтобы вам самим было интересно в них поиграть. Скажу только, что мы внезапно получили очень интересный опыт, я потом уточнила, такое задание выдавалось не специально. Но получилось круто, посмотрели на ситуацию сразу с нескольких сторон, получили в 2 раза больше опыта (smile)

Итого - мы посмотрели на весь процесс изнутри. Выяснили, чем занимается Денис Бесков )))) А также - с чего вообще начинать, когда ты хочешь выпустить массовый продукт. Какие риски оценивать и как. Как собирать фидбек и стоит ли. И многое-многое другое. Хороший тренинг (smile)

вторник, 25 декабря 2012 г.

Gmail после принудительной перезагрузки :)

Начиталась я, кажется, всяко-разных мыслей о том, что повсюду нас окружают баги.
Вот и Наташа Руколь об этом недавно писала...Да и Паша рядом сидит и тролит периодически "нет, говоришь, карты тестировщика?" (вот за этот пост), когда я что-то разломаю. Нету, Паша, нету! Smile :)

Но тем не менее, баги повсюду! И натыкаешься на них, подчас, чисто случайно. Когда я так говорю, я часто вспоминаю прошлое место работы, когда ты сидишь над своим 100 раз уже изученным проектом и тихо умираешь со скуки, думая, чего еще ты мог не проверить. Ну и баш какой-нибудь почитываешь. А когда мимо кто-то проходит, усиленно смотришь в монитор, думая совершенно о другом.

И... Внезапно о_О
Видишь багу! Не хочу сказать, что у меня была скучная работа в целом, но всегда бывают такие моменты, особенно на регрессии (когда она полностью ручная, ох). Но помнятся они именно от чувства дикого изумления - ведь ты это только что вдумчиво тестил и не заметил, а тут сидел-сидел, просто смотря в монитор - и увидел.

Ну и вот, чисто случайная бага. Сижу себе, никого не трогаю, у меня открыта почта, откуда я медленно, но верно удаляю письма, параллельно слушаю музычку и вдруг... Внезапно ноутбук умирает. Я пытаюсь включить - он не работает. У меня уже сердце холодеет - как так?? Как же я без интернета, а книжку почитать, а то сделать, а, а...

А дело все в том, что 5 минут назад я скачала себе песенку. И антивирус неоплаченный. Все, думаю, кирдык компу. Потом паника отступает - нееее, не кирдык, ты просто его вчера отцепляла от зарядки и забыла вернуть все на место.

Фуф! Включился!
Ну и добросовестный IE (да да, кидайте помидоры, но дома я чаще всего пользуюсь "встроенным" в семерку браузером) мне предлагает восстановить мою сессию, вдруг что важное потеряла? Конечно, я хочу, я же музыку не дослушала! Открывает браузер и-и-и-и... Внимание мое привлекает подозрительное название вкладки


Так так так, что у нас тут?



Да, очень внятное объяснение Smile :)
Тут сразу вспоминается эпическое выступление Тани Зинченко на SQA Days 10 и рассказ про интернет-банкинг. Посмотрите, если до сих пор этого не сделали))

PS — добавила пост в общую копилку багов.

воскресенье, 23 декабря 2012 г.

То, что улучшение для вас, для Заказчика может быть багой…

Сегодня я бы хотела рассказать об одном из уроков от Sem Caner & James Bach & Bret Pettichord (книга Lessons Learned in Software Testing).

Так как у них во вступлении написано “не опозорь эту книгу", переписав и выложив в открытый доступ”, то я не буду приводить урок целиком, но все таки выдам его название и краткое содержание:

You discover things that will “bug” someone whose opinion matters.

Вы должны обнаруживать “баги”, которые, казалось бы, и не баги вовсе, но для людей. чье мнение имеет значение, это – самые настоящие баги.

В нашем случае эти люди – Заказчики. Но как лучше всего понять их? Разумеется, побывав в их шкуре. Собственно, об уроке из жизни, который, кстати, полностью подходит под прочитанный вчера урок, я бы и хотела рассказать. Итак, user-story!

Есть у меня ipad. Я вчера купила себе книжку в Амазоне, а под это дело скачала приложение kindle, ну и заодно в принципе обновила и саму прошивку, и мои ранее установленные приложения. А сегодня я попробовала парочку запустить…

1. MyEnglish – я уже рассказывала об этом приложении ранее, в этой статье, раздел “улучшить свой английский”. Да, так вот…

Такое замечательное было приложение. Открываешь его, значит, а там так прикольно, как в майн-карте, по центру кнопка перехода к изучению грамматики, а вокруг по кругу разные уроки, виселица, диктант и прочая.

Очень и очень симпатичненький интерфейс. А если повернуть планшет горизонтально, то там еще и меню постоянно видно.

И вот, значит, открываю я это сегодня. Вообще то я собиралась в перерыве на тренинге диктантик написать… Но то, что я увидела… В общем – интерфейс там переделали. Вообще, от слова совсем. Внимание, вопрос – НАХРЕНА?!!!!

Теперь там все меню слева, всегда видно, ну и фон совершенно изменен. А менб всегда видно потому, что… Барабанная дробь – теперь приложение не умеет менять режим “девайс в виртикальном/горизонтальном положении”!

Это что? Это КАК?!! Confused smile

КАК? Ну КАК можно для андроида/айпада делать приложение, которое не работает при изменении положения девайса? Это же просто моветон. Если мы говорим о новых приложениях. А если мы говорим о тех, что у пользователя уже есть… Вот как можно сделать update (читай – обновление, улучшение), после которого приложение стало работать хуже? Как можно просто взять и выкинуть такую фичу, даже не предупредив?

Нет, ладно, фон, хотя интерфейс ужасен, мне нравилась именно та майнд-карта, которая была, а не этот скучный список. Но приложение, работающее только в режиме “горизонтально”? Ninja

А главное – ЗАЧЕМ? Блин, а ведь я им “спасибо” говорила, я, в общем то, даже не ради того, чтобы разблокировать грамматику, платила за полную версию, а в первую очередь – чтобы сказать “спасибо” разработчикам. Потому что приложение клевое и мне очень понравилось. СТАРОЕ!!! Дайте мне прошлую версию!!!!

Да даже гугл не нагло переключает вас на новый режим работы с почтой или с блоггером, а предлагает попробовать новый интерфейс или сидеть на старом. Тут, разумеется, такой опции нет. Вот сейчас допишу блог-пост и пойду писать разработчикам…

2. Суперкорова – это такая игра, типа Марио, только веселая и красочная. И тоже была. Но тут все еще шикарнее. Дело в том, что в этой игре бесплатный только 1 этап. не помню уж, сколько там уровней.... Я его прошла, мне понравилось, я купила. Стоит игра 170р. Поиграла, поиграла, да забросила.

Но, увидев этот ужасный только горизонтальный MyEnglish, я решила поиграть в перерыве в корову. Открываю я ее, значицца. И что я вижу? А вот что!

20121223_232720

Подвох начинает чуяться прямо в этом белом квадрате, правда? Но ок, жмем “Старт” иииииии… Мне говорят “девочка, чтобы играть в эту игру, ее надо вначале купить, а у тебя LITE версия” Confused smile

Блин. ну ребята! Какая, нафиг, LITE, если я на 8 этапе??? А бесплатный только первый + ну максимум второй за счет всяких там постов в твиттере или фейсбуке. Ну как, я, по вашему, до 8 то дошла?

Ох, подать мне тестировщиков этой коровы… Тянется к своей бите тестировщика…

Вывод:

РЕБЯТА! Я В ШОКЕ!!! Surprised smile

Это что было то, а? Обновилась перед новым годом… В другие обновленные приложения страшно заглядывать… А мне теперь письма как минимум двум разработчикам писать…

Но зато как я теперь понимаю Заказчика, которому дали непрошенную фичу в интерфейсе. А ведь бывает такое – вроде кто-то запросил, а все подумали, а ведь круто, давайте еще и тут довертим и вообще всем Заказчикам раздадим?

И пока разрабатываем-тестируем, нам это так здорово кажется. А вот будет ли весело конечному пользователю – вот в чем вопрос? И именно пример с англ игрой красочно иллюстрирует, что все, абсолютно все, что может поменять работу пользователя, должно быть с ним согласовано (речь, конечно, не идет о массовых продуктах).

Но если уж вы что-то меняете – дайте возможность отката! Сделайте в меню переключение между интерфейсами! Вот, допустим, если мы, условно говоря, делаем какой-то сервис с soap-интерфейсом и мы решили его изменить по каким-то своим причинам, может быть, даже улучшить… То нельзя давать Заказчику сразу новую версию, ставя его перед фактом – “теперь будет ТАК!”. Надо дать ему возможность работать с обеими версиями и потихоньку, полегоньку подталкивать к переходу на новую, она де и удобнее, и функций больше и вааще. Но это будет уже его выбор, а не ваш!

Поэтому, о любых мало-мальских изменениях в интерфейсе предупреждайте заранее. Возможно, кстати, что вы сразу получите негативный фидбек и поймете, что затея то не очень и хороша (ведь, может быть, то, что для вас – улучшение, для Заказчика будет самым настоящим багом). Но в любом случае, вы не заставите Заказчика сидеть и хлопать глазками, тихо или громко вопрошая “Это ЧТО?!”. Информируйте его. И дайте ему выбор.

воскресенье, 16 декабря 2012 г.

Скотт Граннеман. Linux. карманный справочник


Ссылка на OZON.

Книжку эту я купила, оформляя очередной заказ от OZON и поведясь на какую-то акцию, наверное, это как раз была "4 книга в подарок". Ну, я и искала книги, которые могли бы быть мне интересны.

А так как Linux я раньше вообще в глаза не видела, а теперь работаю с ним... Заказала пару книжек. Когда пришли, показала нашему сисадмину. Первую он посоветовал сразу выкинуть в урну Smile :) А эту книженцию одобрил.

Правда, на тот момент я читала что-то еще, да и потом облизывалась на Томаса Лимончелли и его "Тайм-менеджмент для системных администраторов", очень уж мне его нахваливали. А отменять интересную книжку ради учебы... Хм...

Поэтому я решила применить принцип, отлично сработавший на книжке Бена Форте о регулярных выражениях - разбила слона на маленькие порции. Поэтому по дороге на работу/домой я читала книжку, которую хотела, а дома я читала карманный справочник - по 10 страниц в день. Вот сегодня дочитала Smile :) А там 400 страничек, ну, правда, сегодня я осилила сразу 50, но это потому, что под конец начинаются страшные вещи, которые все равно с первого раза не запомнить, а не дочитывать книги я не очень люблю. Потому и дочитала, чтобы иметь представление, о чем там написано, к чему можно будет вернуться при необходимости.

А вот первые 350 - ммм! Отличная вещь. Очень и очень подробненько все расписано, с примерами. Простым и понятным языком. К тому же очень интересно. Поэтому 10 страниц читалось просто на ура, потом обдумывалось... И так по кругу. Кстати, в книжке идет ссылка на книгу Бена Форте! Скотт Граннеман ее советует для желающих изучить регэкспы. Приятно читать такую рекомендацию, понимая, что ты то уже читад эту книжку.

Книга может быть полезна даже опытным пользователям. Потому что, когда переходишь в область неосознанного знания, не можешь внятно объяснить, почему надо делать так, а не иначе.

А уж как книжка полезна новичкам! Столько всего нового и интересного можно узнать. И даже осознать то, что ты и так уже делал, но на автомате, выучив команду...

В начале идут распространенные команды - как просмотреть списки файлов, как посмотреть внутрь файлов, как пользоваться принтером, в конце концов! А потом задача усложняется и Скотт учит читателей, как изменять права на файлы и директории, для пользователя, для группы, через числовую запись (chmod 644) или символьную (chmod g+w). Как искать файлы и каталоги, по имени или содержащие какую-то информацию. Очень подробно, кстати, рассмотрена команда grep, вполне такая себе полезная. Рассказывается об оболочке, alias, ps aux, ssh и прочая прочая...

В общем, книга очень хорошая. И способ ее читать потихоньку тоже замечательный. Очень рекомендую всем, даже людям, не знакомым с Linux системой. Да, сейчас она вам вообще не нужна, а что будет завтра? Что, если понадобится? Имея хотя бы простейшие знания, вам уже будет проще. Плюс вы будете знать, куда обращаться, где, в каком разделе можно быстро найти информацию. Ну и вообще, приятно это, что-то новое узнать Smile :)

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

Бен Форта. Регулярные выражения 10 минут на урок.


Когда мне понадобилась информация о регулярных выражениях, я обратилась к этой книге.

Она удобна именно тем, что полностью оправдывает свое название. Читать книгу сразу и целиком мне было лень, тем более, что в нее же надо вникать. А, согласно правилам тайм-менеджмента, если у тебя есть слон – просто порежь его на кусочки.

А тут название говорит само за себя. Всего лишь 10 минут на урок! Ну так и будем читать по уроку в день Smile

Так я ее и прочитала. И вроде не напрягает, так как реально времени тратится очень и очень мало. И интересно, автор пишет хорошо и с потрясающеми примерами.

То есть, чтобы осознать, что вообще происходит, тебе даже необязательно сразу лезть в интернет на сайт регулярных выражений и сидеть что-то пытаться сделать. Нет, достаточно просто читать. Примеры просты, понятны и наглядны.

И вообще я считаю, что такие книги надо читать именно как слона, даже если они сами по себе небольшие. Потому что много информации ты врядли усвоишь, завтра-через неделю все забудешь. А если ты прочитал совсем чуть-чуть, то будешь помнить. А на следующий день ходить и осмысливать. Потом читать новую порцию и осмысливать уже ее. И так по кругу.

Отличный подход, я считаю. И книгу рекомендую. Особенно тем, кто регулярные выражения в глаза не видел и никогда не применял. А ведь на самом деле ничего в них страшного и нет! Не верите? Тогда читайте Smile

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

Томас Лимончелли. Тайм-менеджмент для системных администраторов.

Ссылка на OZON.

По-моему, замечательная книжка!

Ее мне посоветовали аж 2 сисадмина. Как это выглядело - прихожу я к сисадмину 1 и разговор плавно переходит к книжке Архангелького о тайм-менеджменте. Админ говорит, что он ее не читал, но ему второй, очень крутой админ, сказал, что есть клевая книжка Лимончелли и потому он читает ее.

Хммм, ребята книги по ТМ рекомендуют? Пойду узнаю Smile :)
Пошла к первоисточнику, послушала лестный отзыв о книге. Ну и, само собой, решила прочитать, заказав ее в следующее посещение ozon.ru.

Книжка читается очень легко, у автора явно есть чувство юмора. Небольшая выдержка из его книги тут. А еще я согласна с теми, кто написал в Озоне, что, хотя книга и позиционируется как книга для сисадминов, на самом деле ее стоит прочитать всем! И действительно, она подходит для всех, сложности могут возникнуть только при чтении самой-самой последней главы. Она для сисадминов, да - "Автоматизация".

Вот вы не поверите, но я эту книжку читала даже в Египте. Да да! Вместо того, чтобы скорей бежать к бассейну, я садилась на балконе и с упоением читала, дочитала очень очень быстро Smile :)


А еще что особенно приятно - так это ссылки на другие книги или просто их пересечение. Например, я в отпуске почитывала также и карманный словарь по Linux (тоже, кстати, отличная вещь). И вот почитаешь довольно пространное объяснение, что же такое команда cat, а на следующий день читаешь Томаса Лимончелли и натыкаешься на команду cat! Это так прикольно!

Вещи, описываемые в его книге, в принципе, не новы. Не полагайся на память - записывай. Заведи блокнот и записывай дела на текущий день, на месяц, на год. Потом подробнее - как записывать. Технология немного отличается от Архангельской, но вполне себе интересная.

О рутинных процедурах пишет, о собственной системе "Цикл", как ее правильно применять и использовать. О вежливости пишет Smile :) И даже о любви - не стоит забывать, что жизнь крутится не только вокруг работы, есть еще и любимые люди... О силе отпуска тоже пишет...

В общем, вполне себе позитивная книга, которая сгодится как на просто почитать, так и на "вдумчиво почитать и сделать выводы". Очень и очень рекомендую. Если вам понравился Архангельский, то эта книжка вас вообще в восторг приведет!

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

пятница, 14 декабря 2012 г.

Так ли уж сложно описывать баги - понятно?

Я - человек ленивый. И заставить себя что-то полезное-доброе-вечное сделать дома мне довольно сложно. Ну, например, посмотреть видео с конференции. Максимум одно в день. На большее нет ни времени, ни желания.


Но зато есть время в конференции поучавствовать! То есть, например, зарегистрировалась я на ConfetQA и это время, эти 2-3 часа у меня есть. А если я просто в обычный день пришла с работы, этих 2 часов на видео с конференций у меня нет.

Но, как известно, лень - двигатель прогресса. И именно поэтому я бегаю по конференциям, хожу по тренингам и прочая прочая. Так вот, на тренингах часто рассказываются, казалось бы, очевидные вещи. Такие... простые. Такие... понятные. По крайней мере для меня, более-менее опытного бойца.

Вот например, начинающих тестировщиков учат, как правильно оформлять баг-репорты. Ну вот казалось бы - что проще то, а?

А вот нет. На самом деле, оглядываясь назад, я вижу, что и сама грешила оформлением "здесь и сейчас под себя". А бага ррраз и переехала в следующий релиз. И вот ты через пару месяцев читаешь ее (свою же багу!) и пытаешься понять, а что там написано... Это я еще молчу о попытках понять, что написал другой человек Smile :)

Это вообще отдельная тема, поэтому пока о себе. Как один из примеров - был у нас большой и сложный отчет. Который можно было настроить под себя как душе угодно — из общего списка возможных колонок накидать себе нужные, даже со вложенностью! (на которой и возникали проблемы...).

А, главное, создал отчет — и его сохранить можно. Просто жмешь "Сохранить" и вводишь имя отчета и все. Даешь ссылку на тестовый стенд разработчику и говоришь "открой отчет А1". Он открывает, у него падает, можно подцепиться и локализовать. Так зачем расписывать все эти настройки? Ой как не хотелось этого делать, все равно разработчик напротив сидит и баги за 5 минут правит... Быстрее же просто ссылку дать!

Только вот однажды такой баг отложили в долгий ящик. И вот, значит, спустя 3 месяца ты сидишь и читаешь "Открыть «Отчет 1»". Зашибись, этого отчета уже давно не существует... Как теперь воспроизводить? Элементарного скриншота с внешним видом отчета (где какие колоночки) нету. Не то чтобы описания. Просто "Открой «Отчет 1» и все упадет". Воспроизводи как хочешь.

Но писалось то с мыслью, что сегодня-завтра поправят! Поэтому зачем долго описывать! И так сойдет! А еще лучше было, когда на отчет ссылочка давалась, ведущая в никуда Smile :)

Вот именно поэтому и надо писать подробно:

------------------------------------------------------------------------------------------

Шаги для воспроизведения
1. Открыть отчет
2. Установить по горизонтали ***, по вертикали ***
3. Нажать "Загрузить".

Результат
В такой то строчке такое-то значение

Ожидаемый результат
Там должно быть пусто, это поле пока не используется Заказчиком!

------------------------------------------------------------------------------------------

Чем такой подход хорош? Тем, что ты и через месяц-два-три это воспроизведешь. А еще, возможно, твою багу отдадут воспроизводить другому человеку. И ему может быть совершенно неочевидно, что поле должно быть пустым. Это вы знаете и помните, притом сейчас, потом, возможно, сами забудете. А он - нет, он, может, вашу систему раз в полгода видит, откуда ему подробности знать...

Но ладно, допустим, мы, как тестировщики, все это знаем и умеем. А как быть с Заказчиками? Они ведь пишут нам в суппорт! А если их пустили в баг-трекер, то даже ставят там задачи. И не всегда эти задачи выглядят... Понятно. Вот вроде ты и знаешь систему, но сути претензии не понимаешь... Почему так происходит?

У Томаса Лимончелли в его замечательной книге "Тайм-менеджмент для системных администраторов" есть просто потрясающий пример ответа на этот вопрос. Поэтому я продолжу развивать свой ярлык "выдержки из книг", самые самые интересные выдержки Smile :)

Если вы установили взаимную защиту от прерываний, вы можете отослать клиента к своему партнеру. Вовсе необязательно говорить "Я сейчас занят проектом, так что отправляйтесь к другому сисадмину". Можно поступить гораздо вежливее.

Поскольку людям требуется визуальное позитивное подтверждение, что их слышат и воспринимают всерьез, я думаю, лучшей тактикой в данном случае будет звонок вашему партнеру по взаимной защите и делегирование запроса на глазах у клиента.

Люди не хотят заново объяснять свою проблему каждому, к кому их делегируют, поэтому я всегда излагаю суть вопроса своему коллеге. Я часто могу сформулировать ее в технических терминах гораздо эффективнее, чем клиент.

Итак, вот общая линия поведения. Я громко говорю "Я попрошу Мэри заняться этой проблемой". А затем я звоню Мэри: "Привет! Тут у меня Джо. Ему нужно то-то и то-то". Я поворачиваюсь к клиенту: "Мэри ждет Вас и готова Вам помочь". Джо получает подтверждение, что его запрос принят, а Мэри готова решить проблему.

Но наиболее шикарен даже не сам пример, а заметка, сделанная после него:

Будучи технически грамотными, мы нередко забываем, каково нетехнарям сформулировать запрос. Это очень трудно, может быть, даже страшно. Объясняя Мэри, чего хочет Джо, я облегчаю ему жизнь.

Вот оно! Вот почему нам кажутся запросы в поддержку странными, а порой даже смешными. Мы просто забываем, как тяжело нашим клиентам формулировать свои "не работает".  Это даже хорошо, что у нас таких проблем не возникает в принципе, что мы перешли в область неосознанного знания корректного составления баг-репортов или формулирования своих мыслей. Но не все же такие.

Помните о том, что все мы люди и помогайте своим Заказчикам грамотно формулировать свои запросы. Они не нарочно, им просто тяжело Smile :)


См также:
Как заводить задачи в баг-трекер — подробнее обо всех пунктах, не только шагах
Не пишите в баге «Ввести 6,9»! — как описывать шаги, чтобы и абстрактно, и конкретно.
Шаблон бага — использовался в статье

PS — статья написана давно, но редактируется специально для студентов моих курсов:

четверг, 13 декабря 2012 г.

Тестирование - это хобби!

Казалось бы, простейшее задание. Есть примеры мини-рассказа о себе, например:

Hello, my name`s Sandra. I`m 22. I`m marine biologist. I love the beach...

И тебе надо составить такую же заметку о себе. Ага, так, записываем...

Hello, my name`s Olga. I`m 23. I`m software testing engineer... I love.. I love...

Тут я задумываюсь, and what i love-то? Ну там в примерах то, что ребята делают в свободное время. А что я делаю?

I love my work! Smile :)

Не, ну а что? Пока пришел, пока поел... Времени осталось всего ничего. Поэтому или книжку почитал (конечно же, про тестирование, простую книжку можно и в метро почитать), или домашку сделал / чужую проверил, или блогпосты почитал, или... Или...

И вот сидишь такой и пытаешься лихорадочно вспомнить, "а что же я люблю, НЕ ОТНОСЯЩЕЕСЯ к работе?". Пришлось писать как есть )) Только потом вспомнила, что еще я читать люблю, просто времени мало на это остается...

Но с другой стороны, это так здорово! Нет ничего лучше, чем заниматься любимым делом! Да, я устаю, порой очень устаю. Но каково же тем. кто работает "от и до"? Кто мечтает, чтобы пробило 6, вернуться домой и совсем ничего не делать? Это же так грустно, так тратить свою жизнь, ненавидеть работу...

Любите свою работу! И работайте там, где вам хорошо! И входите в ступор от "странных" вопросов типа "а что же я делаю такого, что с тестированием не связано?" (ох, щас Таня прибежит, вышивку покажет!)

Но, конечно же, не забывайте и о друзьях / родных. Потому что во всем должен быть баланс. Много работая и не отдыхая, вы становитесь неэффективными. А так - отдохнули в приятной компании и с новыми силами, в новый путь, навстречу новым багам!

PS - а, кстати, подругу месяц не видела, наверное, потому только работа в мозгах и была )))

воскресенье, 9 декабря 2012 г.

SQA Days. Минск. День второй (и даже третий)

1 декабря. Минск. Ранний подъем. Вот и не хочется, но надо. Такие доклады же интересные прям с самого утра. Поэтому мы встаем, пьем чай/кофе и выдвигаемся. Нас ждет второй, завершающий день самой масштабной конференции тестировщиков – SQA Days.

Приехав на место, расползаемся. Хотя, по идее, все собирались на первый доклад в зал А, я даже там местечки заняла, но никого не увидела… Таня осталась переговорить с организаторами, Ира осталась поболтать с друзьями, ну а я уселась в кресло и стала ждать. И вот они, доклады со второго дня конференции:

1. Елена Локтева, Модель компетенций в оценке, обучении и развитии специалиста по тестированию – на самом деле выступала не Елена, а другая сотрудница, но это даже хорошо. Потому что к нам пришел практик. И это было видно. Я вообще ею восхищаюсь, видимо, до последнего все думали, что поедет Елена, значит, у докладчицы не было времени подготовиться. А с другой стороны, она же из образовательного центра, она умеет рассказывать.

Но все равно, я вот так не могу, почти без подготовки Smile

Идеи тоже выдвигались интересные, нам рассказывали про пороговые компетенции – это те, которые “самый минимум для устройства на работу”:

  • Внимание к деталям.
  • Работа в команде.
  • Ответственность.
  • Сбор информации.

А также про дифференциальные компетенции, это когда человек готов вырасти в нечто большее:

  • Инициативность.
  • Работа с информацией (это не равно сбору!).
  • Анализ проблем.
  • Убедительная коммуникация.

А еще мне понравилась идея того, что даже на обучение (на позицию джуниора!) берут далеко не всех. Вначале кандидаты проходят тест. Причем, если приглядеться к пороговым компетенциям – тест не на знание классов эквивалентности и прочего, а из разряда психологических “Что Вы будете делать, если уже пятница и тут БАЦ – срочное задание?”.

Оратору, кстати, задавали вопрос насчет того, что можно подгадать правильные ответы, но я не помню, что она ответила… В общем, смотрите видео – очень и очень хороший доклад!

Кстати, в параллель с ним я читала в твиттере, что в секции Б тоже интересно. Но пока особо не верила. Вообще название меня заинтересовало изначально, но не понравилось описание. “Посещая такого рода мероприятия, стало понятно, что наибольшее удовольствие вызывают доклады, где человек рассказывает о своей работе. Не пересказ научных трудов гениев Качества, не переработанный материал с Википедии, а свой жизненно-рабочий опыт….”  Выглядит так, словно “я – гений качества, но глупая публика этого все равно не оценит”. Ну, по крайней мере, первое впечатление было таким, поэтому на доклад я не пошла.

2. Алена Дашкевич, Risk-based testing management. От теории к современной практике – второй доклад я хотела послушать в секции Б, но увы и ах Sad smile Зал был переполнен – в коридоре была трансляция с экрана, но ничего не слышно – тихий звук (если он вообще был, наверное, звук оставили на совесть докладчика, по задумке он должен был быть слышен и в коридоре). В общем, пришлось уйти в кулуары. Не могу сказать, что мне не понравилось ) Но, таким образом, и доклад Любина тоже отсеялся – секция Б была забита…

3. Александр Ильин, Метрики покрытия. Прагматичный подход – вполне так ничего себе. Мне, кстати, сказали, что Ильин выступал и в первый день и тоже с интересным докладом. Я попала только на метрики. Интересно. Да, действительно, каждая метрика в отдельности ни-че-го-ше-нь-ки не означает. Александр подтвердил это на примерах. А потом рассказал о том, что они ставят в коде аннотацию “Important”, очень любопытненько.

А в твиттере продолжали расхваливать секцию Б. На этот раз я уже не сомневалась – Любина я слышала и на других конференциях. Про его доклад я, кстати, также услышала положительные отзывы чуть позже, в кулуарах… Так что, если вы думаете, что смотреть – смотрите первые 3 доклада из секции Б второго дня конференции, это Артур Карабанов, Wargaming. Ни слова о танках, Алена Дашкевич, Risk-based testing management. От теории к современной практике и Игорь Любин, Тестирование по жесткой схеме! Или 27 + 2 фишки в построении процесса тестирования!

После обеда я убежала на секционные доклады, полностью разделившись со своими соседками. Потому что я в принципе от конференции больше всего ждала докладов про Oracle (ну как же, я же с ним работаю, вдруг щас фишечки какие узнаю…) и про парный тайм-менеджмент (так как эта тема меня тоже интересует, можно посмотреть по соответствующим ярлыкам в моем бложеке).

Ну а еще я хотела послушать Александру Водяницкую. А так как разрывать секционные доклады пополам смысла не имело, я сразу пошла к стендам. И не пожалела!

4. Максим Кузьмич, Инструменты и подходы к сессионному тестированию (блиц доклад) – совершенно неожиданная вышла концовка доклада Smile 

Но об этом чуть позже. Про сессионное тестирование я до этого слышала всего один раз – от Наташи Рукольна SQA Days 10. У нее был стендовый доклад, ораторам тогда не давали у стендов микрофоно = записи не получилось. А доклад был интересный.

Но, в целом, представление имела. Поэтому доклад Максима не стал для меня откровением. Он рассказывал, как, зачем и почему – посмотрите видео, хехе. А нету… Жаль, сама бы пересмотрела. Но можно посмотреть и презентацию! Так как Максим упоминал о тех инструментах для сессионного тестирования, которые можно применять:

  • Rapid Reporter – там можно делать записи в одну строчку. Туда же и миссии записывать.
  • Sessionweb – там есть статистика!
  • Bonfire – плагинчик к любимой JIRA

Ах да, миссия – это то, что вы собираетесь тестировать, а не то, как вы собираетесь это делать.

Ну так вот, рассказал нам Максим про миссии и говорит в конце доклада “А сейчас я задам вам вопрос” И такой достает книжку у себя из рюкзака – Lesson Learned in Software Testing. “Кто попробует применить у себя сессионное тестирование и напишет об этом в блог, твиттер или просто мне на почту – может выиграть эту книжку! Ну, кто хочет?” Ух ты, книииижка! Я вообще люблю книжки, а уж в бумажном варианте – вообще обожаю (да да, такой я странный ИТ-шник). А уж на английском, еще и про тестирование – мимими!

Но первые 2 ряда (а так как сидела я в первом, то дальше, не оглядываясь, не видела) сидели тихо, никаких тебе “лес рук”. Так что я поддалась всеобщему смущению, тем более что усердно пыталась придумать, как это внедрить на текущей работе и как-то не придумывалось. А потом подумала “да ты что, упускать такой шанс, что ты теряешь, он же сказал – попробовать внедрить, а если не получится, не страшно.”.

В общем – поднимаю я руку, а Максим… Протягивает мне книгу о_О

Вот так вот, поверили на слово Smile Теперь я счастливый обладатель 2 книг по тестированию на родном языке известных гуру (Первая книжка – Lee Copeland, но она вне конкуренции, она шикарна!).

1

Так то вот! Так что ждите от меня отзыва о сессионном тестировании. Хотя, возможно, я предпочту передать его конфиденциально и лично Максиму Winking smile

В любом случае сейчас я на стадии “прочитать 10-страничную статью”. А там, на конференции, мне уже обзавидовались как минимум два человека – это мои соседки.

И вообще я сейчас палюсь. Теперь народ будет знать, что на докладах Максима можно сорвать куш и в следующий раз у меня будут конкуренты! Но ничего, я все равно постараюсь выиграть! Максим, а с тебя презент за толпу народа, приведенную на следующий доклад Winking smile

5. Сергей Талалаев, Oracle-based тестирование. Теория и практика (блиц доклад) – ооо, как я его ждала… И как напрасно Sad smile

Кто ж, блин, знал, что Oracle-based – это “тестирование на основе применения Оракула”? (((

Ну если уж пишешь название на английском – пиши полностью. Или в аннотации расшифруй. Или, или… В общем, я в печали. Про оракл ни слова, оракулом у Сергея выступал эксель. Ну, в целом доклад о правильном, но все равно, эх…

6. Юрий Малый, QA Manager in Scrum Teams (блиц доклад) – прикольный, живой доклад. Юрий хоть и капитанил, зато развлек публику Smile Красивые слайды, хорошая, четкая и уверенная речь докладчика. Ну и да, долой QA Manager из скрам-команды ))))

7. Александра Водяницкая, Как оценить Тестировщика? Кто? Когда? Зачем? (блиц доклад) – Александра рассказывала о том, как у них в компании оценивают тестировщика. Как 2 раза в год начальник встречается с тестировщиком и тот может сказать 3 предложения о том, почему ему стоит увеличить оклад. А руководитель потом решает и присылает ответ, поднять или не поднять сумму.

Очень интересный доклад, хотя бы тем, что он – о живом опыте. И да, слушатели такое любят, как правильно заметил Артур.

После доклада мы еще около часа сидели и болтали. Вот чем хорошо быть последним среди пуфиков! Сели и болтаем… Блин, жаль, что с моим выступлением про Agile на SQA Days 11 так не срослось, потому что оно было в принципе последним и люди спешили домой. А тут – никто не торопится, сидим и неспешно обсуждаем чужой опыт…

Хотя я очень хотела попасть на доклад Алексея Петрова, Построение эффективной команды тестировщиков из новичков, но увы… Я помнила, какая утром была толпа у секции Б, а на ТМ мне хотелось больше. Поэтому я решили поболтать на пуфиках и двинуться в секцию Б, пока там еще будут места. Но видео обязательно посмотрю, кто не знает, Алексей занял первое место! А это хоть о чем-то, но говорит…

8. Сергей Атрощенков, Парный Тайм-менеджмент для тестировщиков (мастер-класс) – и вот я сижу в очень удобном кресле в зале Б. Собственно говоря, оба дня прошли в зале А или на стендах, так что на третьем этаже библиотеки я очутилась только на последнем докладе.

Ну… Ожидала я большего Sad smile Не знаю, поможет ли слушателям видео… Сергей начал очень даже хорошо, устроил игру-разминку. Чтобы слушатели оживились, мы поклопали в ладоши и потопали ножками. Прикольно, думаю я, чувствуется тренер.

А потом Сергей совсем немножко поговорил и устроил игру. Мы поделились на 3 части и Сергей утащил первую часть зала в коридор. Остальные две трети в недоумении смотрели друг на друга. Ну, еще мы с Мясниковым в твиттере чатились, я после доклада Александры хотела уйти и выключила твиттер (там, если ты отлучаешься даже ненадолго, опять надо вводить в браузер логин и пароль, бе…). Но неожиданно засиделась. Так что эмоции про стенды писала, уже сидя в зале Б. Тем более, что я знала – посиделки на пуфиках еще продолжаются. А Мясников “вывел меня на чистую воду”, увидившись, как “Киселева пишет про стенды, если сидит сейчас напротив меня в зале Б”? Пришлось прояснять, хотя с предположениями у тестировщиков проблем обычно не бывает Smile

Но наконец вернулся Сергей и… Увел вторую часть зала. А мы опять сидели и куковали. Точнее, я спросила у своего партнера № 1, что им сказали. А им сказали расставить приоритеты для своих задач. Ну, мы вместе и расставили. Хотя я считаю это некорректным, не зная подоплеки, расставлять приоритеты. Не зная подоплеки, откуда я знаю, важно мне сейчас написать новые кейсы или прочитать документацию или это подождет?

Но ладно, написали, тут и Сергей пришел. Увел нас, наблюдателей. Там, за кулисами, он поведал нам, что группа 1 – тестировщики, группа 2 – тест-менеджеры, но не главные над тестировщиками из группы 1, а просто их друзья. а мы, группа 3 – наблюдатели. Сидим и пишем себе.

Ок, вернулись. Правда, Сергей не учел, что группа 1 уже все-таки консультировалась, с группой 3… Ну да ладно. Итого, тест-менеджер помог тестировщику распланировать свой день. Да, с мелочами типа записи на SQA Days это круто, но то, что тестировщик неправильно расставил приоритеты тестирования – немного надуманно. Обычно тестировщик и сам знает подоплеку. А не так, что тест-менеджер с другого проекта приходит и рассказывает, какое направление вообще у компании. Что в приоритете. А что, простые сотрудники этого не знают?? о_О

В общем, как-то странно все вышло. В заключение Сергей торжественно поведал “вот видите, вам, тестировщикам, тест-менеджер помог, вот вам и выгода!”. Хотя явно не все поняли, в чем состоял смысл доклада…

Я бы посоветовала, устраивая такую игру, найти себе помощников. И сразу всем трем группам тогда давать указания. Сергей вывел группу 1, помощник группу 2, третий помощник остался в зале и рассказывал условия группе 3. И время сэкономлено, и больше успели.

А еще побольше живого опыта, своих примеров… Чтобы как-то зажечь, увлечь! А потом уже устраивать игры Smile

После доклада Сергея я спустилась вниз и взяла свою курточку. Буквально через 5 минут вместо пустого коридора там образовалось около 4 внушительных очередей. Алексей Баранцев закончил доклад! Мои соседки были на нем, так что мы немного подождали. Я заодно похвасталась приобретенной книжечкой) Вообще, я считаю, отличный приз за что-нибудь… На конференции тестировщиков – получить книгу по тестированию! Это ж вау! А еще можно заказать книг с Амазона, наверняка там есть опт – и продавать на конференции за стоимость с Амазона. А то тот же Lee Copeland стоит на Амазоне 62$, а на Озоне – больше 4000, если не все 8). Было бы шикарно, я считаю. А уж если парочку книг разыграть… То вообще красота!

Ну так вот, а мы тем временем отправились в бар “Койот” – там было награждение победителей. Дошли до бара. Мда. Километровая очередь… в гардероб. Где работала только одна гардеробщица. И такая очередь, по двум лестницам, сводится вместе внизу, потом направо и еще раз направо… Стояли мы там около получаса и были не особо счастливы… И все ради награждения… Нет, я думаю, организаторам лучше награждать в большом зале, а уж всякие вечеринки – потом, по желанию.

Конечно, это было прикольно, полутемный зал, красивые девочки, яркая сцена… Но слишком шумно… Поэтому мы дождались награждения победителей и вскоре ушли, мы с Таней. Ира то вообще в 7 утра вернулась Smile Ей явно понравилось…

А мы с Таней зашли в ресторан, взяли еды и вернулись в номер. Там стали кушать, сидя на полу и смотря Хауса (типа какой уважающий себя ИТ-шник ест на кухне???), потом еще немного посидели в интернетах и пошли спать.

Тане надо было уезжать в 4 утра, так что я поставила для нее будильник на 3:30. Проснулась, выключила будильник и уснула опять )

Следующее, что помню, что меня тронули за плечо и Таня тихонько сказала “Оля, ты встанешь, чтобы закрыть за мной?”, “Неа” и дальше спать ))))) Как хорошо, что у нас замок сам запирался! На такой подвиг я даже ради Тани была не способна, ведь самое страшное для меня в работе – это недосып. А тут еще и в субботу недосып. И в вск встать в 3 утра??? Ну уж нет уж!!!

Кстати сказать, про этот будильник я благополучно забыла Annoyed

А потом в поезде долго шарила под сиденьем в 4:30 утра (по московскому времени), в полусне надеясь, что будильник все-таки не мой, мне и в голову бы не пришло его на такой срок ставить… Но, увидев на нем цифры “3:30”, я вспомнила…

Но это было потом. А у нас еще был день в Минске! Правда, встали мы в 12:30 и внезапно выяснилось, что поезд у нас в 6 с хвостиком… А мы думали, что около 9 и мы еще погуляем… А тут, пока чаю попили, пока вещи собрали. В общем, не пошли никуда, сидели, одна в ноутбуке, вторая в твиттере и подтверждали свое звание тру-задроток. Я вообще почему-то только с такими и живу. Или я их сама заражаю? Who me?