четверг, 31 января 2013 г.

Вот так и рождаются слухи о карме тестировщика...

Пара случаев из жизни - близится к концу релиз. Разработчики страдают, что им нечего делать в текущей ветке, разве что за транк приниматься, а вот тестировщикам не до страданий - тут тебе и поддержка Заказчика, и закрытие ошибок, и написание документации, если вдруг она где-то недописана, и прочая прочая...

С другой стороны, это хорошее время - потому что страдающие разработчики лезут во Future Iterations и выковыривают оттуда минорные баги, которые протестировать то 5 минут, а вот исправить порою долго. Ну и чинят, мол, даже если не успеете - не критично, можно и в регрессии проверить.

Город засыпает, просыпаются разработчики... (с)

Так вот, есть у нас два продукта - назовем их А и Б. И если Б стартовать позже, чем А, он стартует, но пишет ошибку.

Потому что А обращается к Б, понимает, что его нет и отваливается по тайм-ауту. Тут стартует Б, видит запрос и пытается ответить - а некуда!

В общем, ошибка минорнейшая, так как на функциональность не влияет вообще от слова совсем. Но на этот раз она попала под раздачу - "починили". Поставили таймаут чуть больше. Счастливый разработчик (далее по тексту - Р) уходит домой, я сижу, над другой проблемой бьюсь. Наконец, находится время - стартую А, потом Б...

И переоткрываю задачу с комментарием "Увы и ах".

Утро следующего дня. Приходит довольный и счастливый Р - "Ну что? Ты переоткрыла?! Неужели повторяется?? Ладно, сейчас посмотрю..."

Сижу себе, никого не трогаю. Проходит минут 10, приходит Р:

- У меня не повторяется, покажи!
Показываю ему логи.
- Точно новая версия?
- Точно.
- Нууууу, нууууу... Дай мне свою сборку, попробую на ней.

Даю. Не повторяется. Прихожу к нему, стою над душой - не повторяется. Ладно, оно минор, а мне некогда заморачиваться, ухожу.

Проходим еще минут 15-20, прибегает Р - "Там была ошибка! Ты права! Я поправил не таймаут, а интервал опроса на 5 мин. И ты таки запустила Б ровно через 5 минут после старта А, но как?? У тебя - талант!". Так в баге и написал при закрытии Smile :)

Прошла неделя...

Проводим регрессию. Надо мне видео нарисовать. Потыкалась-потыкалась по платформам, потом поняла, что localhost - идеальное решение, а также - анонимное!

Развернула билд, который уже настроен - но увы, данных маловато. Ничего, сейчас загрузим! Ага... Загрузим... Загрузка падает с ошибкой. В ужасе лезу на тестовую платформу - запускаю загрузку там, и там:

ORA-00942: table or view does not exist
ORA-00942: table or view does not exist
ORA-00942: table or view does not exist


Да ла-а-а-а-адно... Ну откуда? Состояние БД в этом релизе не менялось! Вообще от слова совсем! А в прошлом абсолютно точно работало! Бегу к разработчику - срочно, срочно, помоги-поправь.

Смотрим локальный билд - повторная загрузка прошла о_О
Проблема мистически испарилась. Разработчик радуется - ну ты тогда тестовую тоже рестартани, глюкнуло видимо. Рестартанула. Не помогло. Пошли к админу - проблем с сетью не было, базу не трогали.

Ладно, Р ушел думать, я ушла обедать Smile :)
Возвращаемся с обеда - Р ходит грустный, "О-о-оля, ну как ты тест сломала? Я и в дебаге смотрел, и так и сяк, даже идей нет Sad :( У тебя точно талант..."

Рестартанули оракл - проблема прошла. Система действительно оказалась невиноватая. Но в мою карму Р, кажется, начинает верить...

воскресенье, 27 января 2013 г.

И снова о пользе отдыха!

Ну, действительно, о чем еще говорить в воскресенье вечером? Только про отдых Smile :)

Про отдых я писала и раньше, например, тут и вот тут. Но хочется поговорить еще. Почему? Ну потому, что это всегда актуально. И потому, что все дороги все равно ведут в Рим, то есть к работе. И не только у меня - вон и другие жалуются, хочется то все-все-все успеть! А в итоге работаешь ночами.

А еще мне понравились видеоменеджерологические анализы от Наташи Руколь (смотреть тут)

И как раз посмотрела видео в тему -  20 серия доктора Хауса 6 сезона.
Девушка потеряла память. Успешный юрист, все время проводящая на работе - потеряв близкого человека, она решила хоть чего-то достичь в этой жизни, поэтому стала упорно работать. И правда достигла результатов! А еще бегала для поддержания формы. Так, во время бега, и упала. А, очнувшись, не могла вспомнить, кто она.

И вот приходит к ней муж - она его так и не приняла, все переспрашивала "а мы точно женаты?". Но интересно же:
- А чем я занимаюсь?
- Ты юрист.
- Но это работа, а еще чем?
- Нууууу... Ты бегаешь!
Растерянно:
- Но... Это ведь тоже работа... А отдых?

Увидела свою фотографию с доской - сразу так обрадовалась - "Ух ты! Я занимаюсь серфингом?", а, услышав "нет", сильно расстроилась.

Вот так вот. Читая всякие умные мысли, аля "никто не говорит на смертном одре - как жаль, что я так мало времени провел на совещаниях", тем не менее, работать меньше не начинаешь. В конце концов, есть разница между нудными совещаниями и интересной и увлекательной работой, которой мало не бывает Smile :)

Но, с другой стороны, а вот потеряете вы память - захотите ли начать вкалывать с утра и до ночи или все-таки подумаете о том, что отдыхать когда-то надо?

пятница, 25 января 2013 г.

TEST IT! Путь тренера - Алексей Баранцев

Коллеги, всем привет!

Мы начинаем нашу рубрику TEST IT!
Напоминаю, что цель данного мероприятия - постоянство! Приятно постоянно получать свежие новости или читать забавные истории, или даже учиться. Поэтому наши авторы решили сказать себе "Хватит! Работа работой, но раз в неделю заметка по тестированию у ребят - будет!". И она будет! Читайте нас по пятницам Smile :)

И формируйте новые выпуски - для этого достаточно просто написать на sprosi.testera@gmail.com и задать интересующий Вас вопрос или указать наболевшую тему. Напоминаю, что коллеги, формирующие выпуск, смогут получить приз за участие! Спешите получить свой календарик и подарить себе статью на интересную именно для Вас тему...

А для сегодняшнего выпуска я решила взять интервью у самой знаменитой в нашем кругу пары - Алексея и Наташи Баранцевых! Милые, добрые и приятные люди, благодаря которым мы можем собираться на одном ресурсе и обсуждать наболевшее. Давайте заглянем в их мир и узнаем, каково это -- стать тренером... А также посмотрим, как известный тренер живет и чем занимается во внерабочее время.

-------------------------------------------------------------------------------------------------
Ольга: Ребята, привет! Расскажите нам о себе, где вы учились, где набирали знания? 
Алексей: Мы оба закончили  механико-математический факультет МГУ (Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова).

Ольга: Там вы и познакомились, да?
Наташа: Я знала Алексея еще когда была школьницей. Он преподавал в Летней математической школе, где я училась и был всегда на виду. Ну а после поступления в МГУ, мы оба общались в компании ребят из Кировской области, там формально и познакомились.
Алексей: Наташу сложно было не заметить, мехмат вообще такой факультет, на котором девушек мало, поэтому я ее сразу заметил.

Ольга: Вот как! А свадьба когда? 
Алексей: Когда мы начали больше общаться, я быстро понял, что женюсь на Наташе. Ну и сразу же женился.
Наташа: Да, мы быстро приняли решение пожениться Smile :). Когда Алексей предложил выйти за него замуж, я подумала: «Интересно, смогу я прожить с ним всю жизнь, вот чтобы без вариантов, всю жизнь до конца». И моментально поняла, что да, смогу. После этого никаких сомнений не было. Мы вместе уже больше 15 лет и до сих пор я понимаю, что все было правильно.
Алексей: Поженились мы в 1998 году, в 1999 у нас уже родился старший сын (у четы Баранцевы трое детей - прим. автора).

Ольга: А когда Вы решили заняться порталом для тестировщиков?
Алексей: Раньше портал принадлежал Вячеславу Панкратову, но в 2007 году Слава закрыл портал, и тестировщикам стало негде общаться. К тому же я очень любил этот сайт. Мы приняли решение купить у Славы портал и развивать его дальше самостоятельно.
Наташа: Я как раз родила третьего ребенка и думала, чем мне теперь заниматься в профессиональном плане, чтобы оставалось время на детей и мужа. До этого я работала на руководящих должностях и работа занимала все время. Я решила поддержать Алексея и все свое свободное время посвятить  развитию портала. С одной стороны – это общение с мужем, с другой стороны – свободные график давал маневр для общения с детьми.

Ольга: А чем Алексей занимался до того, как стал главным редактором портала? 
Алексей: Я всю жизнь занимался тестированием. У меня уже около 20 лет стажа работы в тестировании. Занимался как промышленным, так и научным тестированием. Я работал в Институте системного программирования, где мы занимались разработкой инструмента для генерации тестов на основе формальных спецификаций. С помощью этого инструмента мы тестировали критически важные системы: военные, авиационные, телекоммуникационные. Про проекты, в которых я участвовал, можно говорить очень много – это тема отдельного интервью Smile :)

Ольга: Хорошо, с тестированием понятно, а как Вы, Алексей, в тренеры попали? Наташа, Вы говорили, что Алексей преподавал в летней школе?
Наташа: Ой, да! Он и директором летней школы побывать успел! Да-да, и такое бывает... Во время обучения в университете Алексей вел групповые занятия математикой  с одаренными школьниками.

А сразу после университета Алексей начал с чтения лекций по математике в пединституте. Именно там он научился методике преподавания, работе со студентами.

А затем более 5 лет параллельно с основной работой читал лекции по тестированию  в МФТИ и высшей школе экономики. Поэтому переход в тренерство был плавным. Просто в какой-то момент появилось настолько много материалов и наработок, что этот переход был простым и естественным.
-------------------------------------------------------------------------------------------------

Вот такое небольшое интервью получилось за 10 минут разговора за чаем на кухне Баранцевых.

Если у Вас есть вопросы к Алексею и Наталье, даже если они каверзные и личные, задавайте, я думаю, что мы попросим их ответить на все вопросы наших читателей.

среда, 23 января 2013 г.

Проектный жаргон от Тома Демарко

Разумеется, не только от Демарко, книга "Балдеюшие от адреналина и зомбированные шаблонами" написана группой профессионалов, но выписывать их все в названии было бы слишком длинно.  Так вот! Написали эти профессионалы книжку про паттеры поведения проектных команд. И один из паттернов весьма и весьма любопытный, поэтому я хочу его опубликовать. Что имеют в виду люди, когда говорят...  Я цитаты, пожалуй, пронумерую, очень уж прокомментировать хочется, или хотя бы просто +1 сказать! Итак:

Когда говорят… Имеют в виду
1 Сроки жестокие Нам крышка
2 Мы наверстаем упущенное на следующих этапах Нам все равно крышка
3 Мы на него рассчитываем Ему крышка
4 Резюме для руководства Комикс
5 Высокоуровневый Понарошку
6 Быстрое расширение штата Ни черта не выйдет
7 Руководитель спецпроектов Руководит собственным столом
8 Мы из штаб-квартиры, и мы здесь, чтобы вам помочь (не требует перевода)
9 Работы продолжаются Ничего не понимаем
10 Время покажет Ничего не понимаем и признаем это
11 Это был полезный опыт Мы все запороли
12 Однако при всем при этом замечу… Все, что я сказал раньше – бред сивой кобылы
13 Код написан Не тестировали
14 Вы уполномочены Вам за это отвечать
15 Проще пареной репы Это даже (имярек) не умудрится запороть
16 Оставим это в прошлом и двинемся дальше (означает то же, что и в устах политика)
17 Послушайтесь моего совета Я старше по званию
18 Этот код слишком сложен в сопровождении Я бы сделал все иначе
19 Мы изучили это в общих чертах Лежит нетронутым у меня на столе
20 Брэдли у нас – козырная карта Брэдли у нас – главный в проекте болван
21 Будем единомышленниками Делайте, как я сказал
22 Передовой опыт Придумано людьми, которые здесь не работают, и потому неизмеримо превосходит все то, что делаем мы
23 Делайте упор на ключевые компетенции Делайте по-простому
24 Отключите его Пусть исчезнет
25 У вас свежий взгляд на вещи Вы дебил
26 Основным узким местом стало тестирование Они все время находят новые ошибки
27 Ограниченная версия Версия без всяких функций
28 Позвольте уточнить, что мне нужно Полундра! Новые требования
29 Мы исследуем возможные варианты … целый один
 
Не знаю, как у вас, а меня на третьем пункте пробило на ха-ха Rolling on the floor laughing

Еще 13 пункт (код написан = не тестировали) вызвал… Понимание…

У вас свежий взгляд на вещи – смешно читать, но грустно, когда это правда. Радует то. что иногда, говоря такие слова, люди имеют в виду именно эти слова, в положительном смысле.

А еще 28 пункт забавный, но тут у кого какая специфика, мне это близко, например Smile

С чем-то несогласна, например, с бедным Брэдли – а вдруг он и правда хорошо?

Думаю, любой найдет в этом списке как понимание, так и недоумение. А также наверняка каждому из нас есть чем его дополнить! Что скажете?

четверг, 17 января 2013 г.

Это мой Заказчик!


Зачастую тестировщики общаются напрямую с Заказчиками.

  • Чтобы лучше знать свой продукт и ожидания пользователей.
  • Чтобы первым узнать, какие баги просочились-таки в production.
  • Чтобы помочь Заказчику освоить ваш продукт и использовать все его киллер-фичи.
  • ...
Заказчиков можно любить, а можно и ненавидеть - зависит это от разных факторов. Но любить все-таки приятнее! Smile :)

У нас Заказчиков любят и лелеят, на запросы в поддержку отвечают быстро и грамотно. И между инженерами по качеству данных проходят порою такие диалоги (Заказчика назовем образно - Няшка):

- Ну что там у тебя по Support Request-ам?
- Да вот так-то и так-то...
- ...
- Тяжело иногда, да. Но знаешь, а мне Няшка нравится!
- Мне тоже!!! Верни Няшку!
- Ах, так вот зачем ты мне рвешься помочь! Big Grin :D
А я-то думал, меня разгрузить...
- Ну, и это тоже Big Grin :D

А как у вас обстоят дела по общению с Заказчиками?

понедельник, 14 января 2013 г.

TEST IT! Новости в мире тестирования

Как многие знают, во время SQA Days 10, юбилейной конференции для тестировщиков, всем пришедшим в подарок выдавали журнал по тестированию.

Теперь же этот журнал плавно перекочевывает в online-состояние. Только зачем целый месяц ждать нового выпуска?

Поделитесь своей историей прямо сейчас!

Внимание!

Начиная со следующей недели, 25 января, каждую неделю в блоге одного из наших авторов, Татьяны Зинченко, Ирины Винокуровой или Киселевой Ольги, будет выходить специальный выпуск под названием "TEST IT!".

TEST IT!



Выпуск включает в себя следующие категории:
  • Ответы на вопросы наших читателей;
  • Статьи по наиболее популярным тематикам, про которые набирается наибольшее количество вопросов;
  • И, конечно же, истории из жизни!
Тебе есть что рассказать? Достали разработчики или вредничает начальство? Выпусти пар, поделись историей - напиши на sprosi.testera@gmail.com, и ее могут опубликовать в одном из ближайших выпусков!

Наоборот, все хорошо? Светишься от счастья, идя на работу? Обожаешь свой коллектив и дико горд найденной сложной и хитрой багой? Поделись своей радостью с читателями! Пиши на sprosi.testera@gmail.com! Теперь для этого даже не надо заводить свой собственный блог, ты можешь просто присоединиться к читатеям выпуска "TEST IT!".

Столкнулся с проблемой на работе? Хочется узнать мнение коллег, как лучше поступить? Пиши на sprosi.testera@gmail.com! Тебе ответит один из наших авторов (выпуски будут попеременно публиковать то в одном блоге, то в другом) и остальные коллеги всегда могут продолжить дискуссию в комментариях.

Чем это отличается от того, чтобы просто задать вопрос на форуме и там же почитать ответы? Тем, что на форуме тема того же тест-дизайна может хоть полгода не подниматься, а в нашей рубрике каждую неделю будет выходить заметка по тестированию. И ее направление можешь задать именно ты!

Все еще сомневаешься? Хватит! Открывай email и пиши!
Увидимся в пятницу Smile :)

воскресенье, 13 января 2013 г.

Финальной версии спецификации не бывает

Я продолжу раззадоривать любопытство тех, кто еще не читал Рона Патторна, приводя любопытные цитаты из его книжки.

Вообще люблю читать книжки в оригинале. Это так... Приятно - когда ты читаешь и понимаешь, о чем речь, да еще и о своем, любимом (smile)

Итак!
В самом начале книжки автор срывает маски и спускает витающих "где-то там, в прекрасном далеком" юных тестировщиков с небес - на землю!

Product Specification Are Never Final (вольный перевод)

У разработчиков софта есть одна ма-а-а-аленькая проблемка. Индустрия движется вперед семимильными шагами, из-за чего программа, разработанная год назад, сегодня уже никого не интересует. В то же время, программы становятся все круче и круче, больше и больше, сложнее и сложнее, в результате цикл разработки становится все дольше. Короткий и длинный циклы. Эти понятия вступают в конфликт и в результате мы получаем постоянно изменяющуюся спецификацию продукта.

И нет никакого пути запретить эти изменения. Представьте себе, что спецификация вашего продукта заблокирована, утверждена последняя, финальная версия. Вы распланировали двухгодичных релиз. А вот ваши главные конкуренты сделали продукт, подобный вашему, но с несколькими приятными для Заказчиков фичами, которых в вашем продукте нет.

Продолжите ли вы придерживаться принципа неизменной спецификации и дальше? И выпустите через год продукт более низкого уровня, чем конкуренты? Или же соберетесь всей командой и пересмотрите фичи своего продукта, перепишите спецификацию и будете работать над пересмотренней версией? В большинстве случае бизнес требует принять последний вариант.

И как тестировщик, ты должен принять тот факт, что спецификация может изменяться. В релиз могут быть добавлены незапланированные фичи, которые ты не планировал тестировать. Фичи могут меняться и даже, о ужас, удаляться после того, как ты их уже честно протестировал и даже зарепортил все найденные баги. Такое случается. Прими и прости.

Ну прям нечего добавить, разве что - планируя релиз, всегда оставляйте себе время...

пятница, 11 января 2013 г.

Все дороги ведут в Рим!


Или в тестирование...

Взяла на работе 3 дня отпуска, чтобы получилось 2 недели праздников, начиная с Нового года - чтобы успеть... То, что я уже по-любому не успею (smile)

Однако сегодня я вдруг поняла, что продолжаю мало того, что усиленно работать - я продолжаю переутомляться (ну, если опустить половину прошлой недели, во время которой мы встречались с друзьями и отмечали Новый год). И что такими темпами я выйду на работу не как после долгих праздников, а, наоборот, словно их и не было, утомленная и мечтающая об отпуске. И тогда я поняла - хватит! Возьми себе выходной от всех своих "гипер-важных" дел и отдыхай.

Оу, какой же это кайф, ребята! Я позанималась английским, сходила навестить родственницу (поздравила бабушку с днем рождения), почитала Рона Патторна, причем совершенно спокойно сидела и читала целую главу, не ограничивая себя временем, как обычно (когда приходишь с работы и у тебя только полчасика-часик на чтение), это так здорово! Потом отдалилась от ноутбука и, удобно устроившись на диване, стала читать уже русскую книжку. Опять же, пока не надоело, пока внимание не стало рассеиваться - и даже не смотрела на часы, и не грызло меня чувство "уже 8-9 вечера, а тебе еще столько успеть!".

Да у меня, в конце концов, так и не нашлось в праздники времени написать разработчикам игр для ipad о своих проблемах, о которых я писала еще в конце декабря! И вот, наконец-то, время нашлось. В корове я долго искала пункт "написать разработчикам", потом нажала на "купить сейчас" (дабы перейти на страницу приложения в AppStore и оставить там отзыв) и, о чудо, внезапно выяснилось, что разработчики знают о проблеме и можно просто восстановить прошлую покупку.

А вот в MyEnglish я написала. Заодно узнала, что эта версия приложения носит гордое название 2.0. Ну, чтож, придется пока пользоваться тем, что есть. Написала небольшой диктантик и решила добавить слов в собственные наборы.

Тут выяснилась замечательная особенность - разработчики добавили новую фичу! Теперь, когда ты добавляешь новое слово в свой собственный набор, можно сначала поискать по уже существующей базе. Уау! Круто же (smile)

Эта новая фича меня так увлекла, что я зависла в приложении часа на полтора, добавив в набор 170+ слов. Ну и, разумеется, куда же без багов в первой-то версии. Например, добавляешь собственное слово, и, если ты ввел больше 3 русских определений, то часть речи ты уже не изменишь (по умолчанию там глагол) - потому что скролл-бар на форме не работает.

И вот тебе надо это слово изменить. Слова добавляются в конец списка. А ты по дефолту в начале... В наборе, напомню, уже есть 170 слов. Скролируем их все, выбираем нужное, редактируем. Отлично! Теперь добавим новое... А кнопка добавления нового слова есть только наверху... Это уже, конечно, "не баг", но как-то не шибко user-friendly, иными словами, usability-бага.

Заодно, раз уж начала писать (накатала письмо с 8 баго-замечаниями), решила написать о давно мучающих меня вопросах. Например, почему перевод слова ограничен 20-ю символами? Знаете, как не прикольно писать длинный перевод как два разных. Например:

  • защита от случайных ошибок;
  • неправильное функционирование;
  • диагностическое средство.
В общем, очнулась я, поймав себя на мысли:
Выходной она взяла... Отдохнуть решила... Время за полночь, сидит, баги описывает... (smile)

PS — добавила пост в общую копилку багов.

четверг, 10 января 2013 г.

Роман Савин. Тестирование dot com.



Самая популярная русская книжка по тестированию...

Я уже столько раз видела отзывы про нее, что решила - пора прочитать! А то ведь все новички упорно игнорируют книги Lee Copeland или Ron Patton, просто потому, что они:
  • на английском;
  • дорого стоят в России;
Зато все как один говорят "Я прочитал Романа Савина!", ну еще бы, книжка доступна бесплатно в электронном виде, грех не прочитать. 

Прочитала. Теперь хочу бумажный вариант в домашнюю коллекцию Smile :)
А еще хочу сказать - ребята, вы молодцы! Что хотя бы что-то читаете. Книжка очень понравилась, действительно, написана вполне простым языком. Конечно, ей все равно далеко до Lee Copeland, но так она ведь и тоньше, меньше...

Но зато содержит в себе все те знания, которые необходимы для начала работы. А про тест-дизайн... Про тест-дизайн потом на курсах послушаете!

Савина теперь настоятельно рекомендую прочитать всем своим будущим студентам. В книге они получают базовую теорию, а потом приходят закреплять на практике на мой курс.

Главное достоинство книги - это вопросы для самоанализа в конце каждой главы. Очень важная составляющая любой полезной книжки. Кстати, на вопросах Савина даже я иногда спотыкалась, хотя вроде бы умудренная опытом. Но ведь и стандартов особых по тестированию нет, чтобы четко - вот это мы называем так, а вот это - вот так.

Несколько цитат, которые мне понравились / не понравились / вызвали чувство ностальгии:

1. Так всегда получается, что в процессе автоматизации находят больше багов, чем при исполнении автоматизации.
О-о-о-о, даже добавить нечего, чистая правда! Пока сидишь себе и копаешься в попытках разломать систему, порой находишь баги, которые не проверяются в стандартном smoke. А вот когда ты тест уже отладил - падать он будет редко. На то он и эффект пестицида...

2. Запомните, что даже если вы на 100% уверены, что интервью провалилось (или, наоборот, идет прекрасно) - ваша оценка не имеет никакого веса, так как решение о вашем найме или не найме принимаете не вы.
Далее автор рассказывает трогательную историю о том, как думал, что провалил собеседование, а на следующий день... Вышел на работу! Примерно также получилось и у меня, поддерживаю!

3. Не вас, а вы выбираете (работу)... Сладкое чувство!
А вот тут в корне не согласна. Сладкое... Ха! Как же я мучилась ту неделю, когда стояла перед выбором, куда пойти, где были одинаковые условия по деньгам / времени в дороге / милому коллективу, но в корне разные проекты. Вот ни разу не сладкое...

А какие цитаты запомнились больше всего Вам? Smile :)

Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

31 Days to finding your blogging mojo!


Хочется немножко пофлудить и отдалиться от темы тестирования. С другой стороны, у многих из нас есть блоги и все больше тестировщиков их заводят для того, чтобы поделиться с миром своим опытом. А это не может не радовать!

Всем начинающим и не очень блоггерам рекомендую эту книжку. У автора явно есть чувство юмора Smile :)

Например:

А теперь возьмите блокнот и запрыгните на свой компьютер. Вы разломали его на биты, запрыгнув сверху? Я надеюсь, что нет, ведь я говорил не буквально... Если вы попрыгали на своем компьютере, пожалуйста, отложите эту книгу и попросите о помощи...

Чтобы посмотреть на свой блог со стороны, возьми одежду у своих соседей. А если они вызовут полицию - не показывайте им эту книгу или мы с тобой больше не друзья!

Некоторые полезные мысли из книги:

1. Пиши о том, что тебе действительно нравится!
2. Посмотри на свой блог глазами своих посетителей.
3. Когда тебя спрашивают, о чем ты пишешь, отвечай по разному, задавая себе разные вопросы, в зависимости от человека и ситуации. Ведь они хотят знать, будет ли твой блог интересен им, вот и спроси себя "Заставит ли мой ответ его зайти и посмотреть на мой блог чуть позже?"
4. Подумай, для какой аудитории ты пишешь, для кого конкретно? Пусть это будет твой Тайлер. Хотя это и понятно (в нашем случае это о тестировщиках), но очень ценная мысль - если ты не знаешь, как закончить блог-пост, не думай в стиле "Как было бы правильно его закончить?", думай "А что больше всего понравилось бы Тайлеру?" и пиши для него.
5. Надо держать свой контент свежим - "я, когда вижу новый блог, смотрю на дату последнего обновления. Если обновлений нет давно - автор не заботится о том, чтобы быть постоянным писателем, зачем мне заботиться о том, чтобы быть постоянным читателем? Зато мне нравятся всякие промо вывески на сайтах "New Posts every Tuesday & Friday".
Это, кстати, навело меня на одну замечательную идею...
6. Краткость - сестра таланта! Пиши хотя бы изредка короткие посты, новому посетителю длинные не нужны. Кстати, залезла в блог автора этой книги и прочувствовала на себе его теории - долго изучала коротенький блог-пост с фотографией его семьи, а длинные просто пролистала мельком.

Задумчиво посмотрев на 6 пункт, решила закруглиться...

Увидимся в статьях по тестированию! Smile :)

среда, 9 января 2013 г.

Сессионное тестирование - попытка внедрения № 1

Я уже давно, в принципе, пообещала попробовать внедрить сессионное тестирование и рассказать, что из этого получилось. Или не получилось.

Для начала немного теории. Начинать, думаю, стоит со статьи Jonatan Bach - "Session-Based Test Management". Я думаю, каждый из нее может почерпнуть что-то свое.

В статье описывается, что такой вид движения, как сессионное, был придуман из-за стремления сделать мир лучше, а тестирование ПО гибче и проще. В том числе и в плане отчетности. Отчетность делать мало кто любит, но, с другой стороны, она очень нужна - ведь Заказчик хочет в любой момент зайти к вам на сайт и понять, в каком статусе находится тестирование его проекта.

Поэтому - проводится сессия тестирования. У которой есть определенная миссия. Миссия в глобальном плане - не то, как ты собираешься тестировать, а то, что ты собираешься тестировать. Длительность у сессий так же бывает разная, но в среднем это - 90 минут.


Провел сессию, написал отчет - сколько времени потратил на подготовку к тестированию, что протестировал, какие баги нашел... А потом происходит главная часть - обсуждение. Это когда коллеги собираются вместе и обсуждают проведенные за день сессии. Кто что протестировал. Один человек отчитался и вместе решили, стоит ли проводить дополнительную сессию, продолжая тестировать функционал или хватит уже. Так же высказывают идеи, что можно было протестировать, если не услышали этого от докладчика.

Чем хороша сессия? Тем, что избавляет тебя от чувства неудовлетворенности, когда вроде и тестируешь, и багов нет, а кажется, что есть, просто не докопался... Такое тестирование может поглотить, а в итоге ты потратишь очень много времени впустую. А так хорошо - сам потестировал, а потом на мозговом штурме пожаловался - так и так, протестил то-то и то-то, и даже то-то и то-то, нет багов! Что делать?

И вместе уже решаете, а стоит ли вообще еще что-то делать, или стоит заняться более важными вещами. Или, наоборот, коллеги подкидывают тебе новых идей, а что же можно еще протестировать.

Так вот, удивительно, но многие используют сессионное тестирование именно как подмогу в отчетности. Хотя я, когда читала статью, увидела так абсолюьно другие плюшки.

А именно - общение. Коротенький устный отчет на 5 минут о том, что ты уже проверил, для того, чтобы тебе накидали идей. Мне кажется, отличная подмога для ревью тестов, только еще до их проверки. Мы, кстати, иногда так и делали, особенно, когда ребята писали тесты впервые или когда писали тесты по незнакомой им части системы - они идей накидают и идут ко мне, посмотри, мол, что я забыл? И не надо задачу потом переоткрывать, вот, мол, пропустил. Если заранее понял, что нужен будет такой тест - сразу и скажи, не тяни.

Это помогает хотя бы тем, что часто тесты пишутся не час и не два (автотесты) и ты в итоге просто перестаешь соображать, не можешь сам сказать, что ничего не упустил, хочется услышать мнение со стороны.

Так и получается, что сессии и так есть, даже некоторая отчетность по ним есть (спасибо удобным инструментам типа JIRA), а вот общение можно и добавить (smile)

Но, тесты тестами, а еще я, поразмыслив, решила, что сессии - это потрясающая идея для регрессионного exploratory. То есть основной функционал покрыт автотестами, smoke ты провел, вручную новые фишки проверил и есть время помедитировать и поизучать продукт.

О-о-о, думаю, вот где мы развернемся. Будем устраивать сессии, а потом встречаться и обсуждать. Ага. Подходит время регрессии, полотдела тестирования сваливается с температурой. Ну и ладно, еще лучше! Сейчас мы на пару с коллегой с помощью сессий мало того, что проверим все, да еще и качественно, так как - не пересекаясь.

Провели несколько сессий, обсудили, я даже подкинула коллеге пару идей, который он побежал проверять, так как не смог сходу сказать, как система отреагирует на такое воздействие. Ну вот, уже обучение и углубление внутрь! А потом еще и другие коллеги выздровели, казалось бы, вообще здорово.

Но, увы. Знаете, какая самая главная проблема внедрения? Правильно, никому нововведение особо не надо, пока они не прочувствуют, чем оно помогает, пока оно не поставлено на поток.
А знаете, какая главная проблема сессий, даже более-менее поставленных на поток? Правильно, тест-менеджеру, который должен проводить встречи-обсуждения, не хватает времени на это все.

И я на собственной шкуре почувствовала, каково это, когда действительно нет времени и сил на проведение пусть и коротких, но обсуждений. На меня упала крайне важная и срочная задача, пришлось заняться ей, а, так как до нового года оставалось всего ничего, то и времени отвлекаться у меня не было, вообще от слова "совсем".

И вы знаете, теперь я даже понимаю этих самых менеджеров (smile) Это нам с вами хочется получить консультацию и кажется, что уж 5-10 минут то можно выделить, можно найти. Можно. Но только если человек сам к тебе подойдет. Ходить и что-то внедрять, когда есть задачи важнее, попросту глупо. Ведь все внедрения направлены на улучшение системы. Но при этом они не должны мешать. Да, нужно время на то, чтобы привыкнуть. Но это должно быть более-менее сводобное время, а не время напряженной работы.

Но, с другой стороны, первые шажки сделаны и потенциал в таком подходе я вижу. Даже знаю, что можно улучшить, вот надеюсь, что мне хватит времени в новогодние праздники сделать то, что задумано (smile)

А дальше будем снова смотреть по ситуации и применять и внедрять этот подход там, где он может "взлететь" - ведь в этом и фишка всех улучшений в гибких методологиях - ты не тупо копируешь известный подход, даже если он тебе вообще не нужен, "зато у других работает!". Ты думаешь, как его можно подстроить лично в твоей команде - и делаешь осмысленный выбор!

пятница, 4 января 2013 г.

Думай как тестировщик!

Не могу не перевести отличный совет из книжки Lessons Learned in Software Testing.

Testing is in your head.

Тестирование - в твоей голове.

Различие между отличным и посредственным тестирование заключается в том, как ты думаешь: как выбираешь тест-дизайн, твоя способность интерпретировать то, что ты видишь и твоя способность рассказать об этом неотразимую историю.

Большая часть работы тестировщика - простая офисная работа. Если ты видишь двух тестировщиков, сидящих бок о бок, ты не можешь с уверенностью сказать, что один из них тестирует лучше, чем другой. Видимая часть их работы выглядит одинаково, что имеет два значения:
  • Многие люди думаю, что тестирование - это просто. Потому что они могут легко скопировать видимое поведение хороших тестировщиков и у них нет другого стандарта для хорошего тестирования.
  • Если ты хочешь быть хорошим тестировщиком, ты должен научиться думать как он, а не выглядеть как он. (If you want to be a good tester, learn to think like one, not look like one.)
А ведь действительно, просто проходя мимо, можно ли понять, хорошо, вдумчиво человек работает, или не очень? Нет, конечно, можно постоять у него над душой какое-то время, наблюдая... Но за короткое время и правда не понять...

То ли дело Testing Dojo! Это такой специальный формат, для игр среди тестировщиков. Но не простых игр, а профессиональных, помогающих прокачать новые навыки. Вот где каждую секунду люди думают и делают выводы и сразу же их применяют - у них просто не другого выбора, нет времени!

В реальной жизни времени обычно чуть побольше, есть время остановиться и подумать. Что, кстати, и отличает хорошего не тестировщика - не бездумное выполнение тест-кейсов, выданных "сверху" или даже написанных собственноручно. Все равно, вы могли что-то забыть, о чем то не подумать. Дайте себе время подумать и проанализировать то, что получилось...

Также хотелось бы отметить абзац о том, что "многие люди думают, что тестирование - это легко". Это действительно так. Я уже рассказывала на одном из новогодних Таниных корпоративах о своем опыте работы в компании, которая делала игры для мобильных телефонов.

Если не хочется видео смотреть - я, когда работала в такой компании, была студенткой. И, соответственно, кадров искала среди своих одногруппников. Предложила им - айда в тестировщицы? Ой, как обрадовались. "Да-да, конечно". Здорово же, играть весь день, еще и деньги за это получать. Это вообще главное заблуждение всех, кто приходит в тестировщики игр.

Потому что тестировать игры тоже непросто. Если это какие-то сложные игры типа WOW, то ты не будешь просто играть (разве что изредка и во внерабочее время), ты будешь сидеть и писать изощренные автотесты и смотреть на все изнутри. Если это что-то простое, типа моей бывшей работы, ты будешь сидеть и ИГРАТЬ В ОДНУ ИГРУ, целыми днями. Вдумайтесь только.

Допустим, шахматы. Сыграл раз, два, три... А тебе надо это делать 4-6 часов подряд. И завтра. И послезавтра... И после-после-завтра... И не только на тех телефонах, на которых графика красивая и игра "летает", но и на всяких стареньких нокиях и даже, о ужас, самсунгах с мизерным экранчиком. Смотря, как твоя фигурка переползает на новое место по 10 секунд, радужное настроение начинает пропадать. Вау, да это все-таки работа. А не только игра.

А ведь, если посмотреть со стороны - сидит себе человек, играется на телефоне. Так просто! И так легко повторить! Но чтобы повторить это качественно, надо уметь думать как тестировщик. Ну или просто иметь его карму Smile :)

четверг, 3 января 2013 г.

Тестируем регистрацию на сайте Люксор

Всех новичков беспокоит вопрос - а откуда набираться опыта, знаний? Что бы потестить, в конце то концов??? Ответ прост - да все, что угодно. Вон, на форуме пишут, что люди, начитавшись Савина, даже лужи тестируют Smile :)

Давайте рассмотрим простой пример, например, регистрацию на сайте довольно известного кинотеатра - Люксор.

Итак, открываем сайт - http://www.luxorfilm.ru/cinema/center/
Нажимаем справа сверху кнопку "Войти", а потом - регистрация.

И вот перед нами более-менее стандартная форма регистрации. Как будем тестировать?



Во-первых, самое святое - это позитивный тест-кейс, то есть нормальная регистрация. Но, честно говоря, когда я вижу такие формы, я редко могу устоять и сначала провожу другой позитивный тест - на обязательность заполнения всех полей.

То есть, ничего не трогая, сразу нажимаем на "Сохранить". Наверняка у нас на более сложные формочки будет спецификация, в которой четко прописано, какие поля обязательны для заполнения, а какие - нет.

Итак, какие поля обязательны на данном сайте? Кстати сказать, по правилам хорошего тона обязательные поля обычно отмечают звездочкой. Здесь это не сделано, очевидно, потому, что все поля являются обязательными. Но все ли?



Тут мы замечаем одну интересную вещь - около полей "подтвердите пароль" и "введите код из картинки" не появилось сообщений об ошибке. Хммм...

Но, прежде чем бежать регистрировать баг, давайте убедимся, что эти поля действительно необязательны для заполнения. Бывает и такое, что, если не заполнены "основные" поля, сообщения об ошибках появляются только около них. А заполнишь их - сообщения появятся и около других полей. Так у нас и происходит с полем кода картинки. Заполняем строго те поля, около которых появились сообщения об ошибках и видим следующую картину:


Окей! Заполняем код из картинки и нажимаем сохранить - ага, пароль сбросился, это, в принципе, правильно. Заполняем пароль и код из картинки... И регистрация проходит успешно!


Тут в нашу голову наверняка закралось сомнение - а зачем нам вообще нужно поле "Подтвердите пароль", если его необязательно заполнять?

Так как эта формочка довольно простая, то даже без спецификации можно догадаться, что данное поле нужно для того, чтобы человек, вводя длинный, правильный (то есть сложный) пароль, не ошибся. Поэтому система сверяет пароль из поля "Пароль" и пароль из поля "Подтвердите пароль" и, если они отличаются, выводит соответствующее сообщение об ошибке.

На данном сайте такой проверки нет. Но ведь тогда и поле не имеет смысла. Итак, теперь можно с чистой совестью писать баг:

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Шаги для воспроизведения:
  1. Открываем сайт
  2. Нажимаем на кнопку "Войти"
  3. Нажимаем на кнопку "Регистрация" (можно было изначально дать линк на http://www.luxorfilm.ru/Users/Registration.aspx, но ведь название странички может и измениться, поэтому такую ссылку вставить можно, но как дополнение к шагам. Да да, шаги тоже могут изменяться, но их суть часто остается прежней)
  4. Заполняем все поля, кроме "Подтвердите пароль".
  5. Нажимаем "Регистрация".
Результат
Пользователь успешно создан.

Ожидаемый результат
Видим сообщение об ошибке, что введенный пароль не совпадает с паролем, введенным в поле "Подтвердите пароль".

Иначе, если поле "Подтвердите пароль" не обязательно для заполнения - его лучше вообще убрать с формы, так как никакой смысловой нагрузки оно не несет.

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Отлично. обязательность полей проверили, позитивный тест-кейс на успешную регистрацию тоже проверили. Параллельно нашли usability багу - когда ставишь курсор в какое-либо поле, ты не видишь его там. То есть, если пользователь переключается между полями с помощью кнопки Tab, он не видит, срабатывает такой переход или нет... Это некритично, но неудобно - заводим минорную багу, когда поправят, тогда поправят.

Кстати, насчет заведенной нами баги про обязательность поля. Казалось бы, ну кто будет так делать, да? Оставлять поле пустым? По крайней мере, специально... А как вы думаете, я на это наткнулась - занималась в праздники тестированием рандомных сайтов? Smile :)

Итак, user-story, как я дошла до жизни такой, а точнее, до такого блог-поста:

Собрались мы "назавтра" в кино. Разумеется, чтобы места были хорошими, их лучше забронировать заранее, например, вечером предыдущего дня. Открываю сайт Люксора - не открывается Sad :(

Мда, бывает с ним такое... Ладно, тогда пытаюсь забронировать билеты на следующий день, уже перед выходом. Ура, сайт работает! Выбираем сеанс, места, подтверждаем, что согласны с условиями бронирования и-и-и-и... А где кнопка "забронировать"???

Да что ж такое-то... Ладно, вон там есть кнопка "Войти", может, если войти в систему, то будет бронь работать? Сомнительно, конечно, но вдруг? Итак, регистрируемся, email, ФИО, пол... А хотя зачем им моя дата рождения? Нажимаем сразу "Регистрация"!

Упс, логин и пароль не заполнила, и правда, куда без них. Заполняем, нажимаем "регистрация", и... Взгляд утыкается в строку "подтвердите пароль", которую я, разумеется, не заполнила, так как спешу и мысли о другом. Что сказали заполнить, то и заполнила... И вот сейчас сайт продумается и выдаст мне новое сообщение об ошибке... А так как он сегодня тугодум, то это лишнее время...

И вдруг перед моим изумленным взором возникает сообщение об успешной регистрации о_О

А ведь не искала специально...

Но что-то мы отвлеклись. Раз уж решили обсудить, как будем тестировать эту формочку, то давайте закончим рассуждения:
  1. Проверяем обязательность заполнения полей - нажимаем "Сохранить", ничего не заполнив, смотрим, где появились сообщения об ошибках.
  2. Проверяем план-минимум, то есть заполняем только обязательные поля и убеждаемся, что внутри системы не зашито обязательным какое-то необязательное поле.
  3. Проверяем план-максимум, то есть заполняем вообще все, а после регистрации в личном кабинете проверяем, что информация сохранилась правильно.
  4. Пока мы прошли первые 3 шага, заодно проверили и юзабилити формы регистрации, вон, даже багу нашли.
  5. Теперь пора докапываться до самих полей. Итак, заполняем все поля корректно, кроме поля "email" - вводим туда что-нибудь, не являющееся email-ом. Ок, сообщение об ошибке есть. Отлично. Копаем дальше - а если email невалидный, но содержит "@"? А если он косит под валидный, но не является стандартным? Например, aaa@bbb.cc? Итд. Сверяем со спецификацией - какие проверки должны быть у поля, соответствуют ли они реальности? Потом смотрим, а какова максимальная длина поля? О, 64 символа? Вводим граничное значение, проверяем, что работает. Потом вводим 65 символов, проверяем, что не работает. Потом ищем технологическую границу (то есть вводим ооооочень длинное значение, ну, скажем, нажимаем "9" и зажимаем кнопочку секунд на 5-10) - вдруг сайт упадет?
  6. Остальные поля, например, ФИО, проверяем на длину, если нет других ограничений.
  7. Вот разве что дата требует отдельного внимания. У меня, например, календарь вообще не открывается, можете кидать помидоры в сторону ИЕ, но мне лениво пробовать в мозилле. Хотя, если бы надо было протестировать, протестировала бы везде. Опять же, прежде чем заводить багу "не открывается popup календаря", надо локализовать проблему - он вообще не открывается или только в вашем браузере? Когда видите такие проблемы в веб-приложениях, всегда локализовывайте проблему. Далее. Вводим дату вручную - корректную, нижнюю границу (что-то типа 01.01.0001) и верхнюю (01.01.3333), веб-сайты, кстати, часто падают на таких некорректных значениях просто потому, что они не могут их обработать, код соответствующий не написан.
И последний, 8 пункт - на закуску осталось самое интересное. Казалось бы, на такой простой формочке уже все проверено? Ан нет. Попробуйте ввести неправильные данные, а потом - правильные. Желательно иметь доступ к БД, чтобы быть точно уверенным, что тест корректный.

А именно - вводим все поля, выбирая логин, например, "а1". А вот email указываем некорретный. Появляется сообщение об ошибке, мы ее исправляем и снова пытаемся зарегистрироваться. Но теперь нам выводится сообщение о том, что пользователь "а1" уже существует в системе! Но ведь он не был зарегистрирован!

Вот для того, чтобы в этом убедиться, нам и нужна БД - изначально делаем select, проверяя, что пользователя "а1" в системе нет. Потом регистрируем его так, чтобы регистрация не удалась, а потом корректно. И если мы видим сообщение об ошибке "пользователь "а1" уже существует в системе" - смело идем и регистрируем багу. Так как при ошибочном вводе транзакция должна откатываться, а не сохраняться в БД.

Резюмируем:
  1. Обязательность полей.
  2. План-минимум.
  3. План-максимум.
  4. Юзабилити.
  5. Длина полей для ввода.
  6. Спец проверки для email.
  7. Спец проверки для даты.
  8. Корректный ввод после некорректного.
Кстати, хочу заметить, что, если вы новичок и имеете только теоритический опыт, гораздо лучше будет, если, приходя на собеседования, вы не просто будете важно заявлять "Я прочитал Савина", а показывать, как вы применили эти знания. Или хотя бы пытались применить.

Например, "я люблю ходить в кино и поэтому, прочитав такие-то книжки, я решил попробовать свои силы на любимом сайте и провести функциональное тестирование системы. Я открыл формочку регистрации и провел такие-то и такие-то тесты. Сделал я это потому-то и потому-то. И даже баги нашел, представляете? Такие-то и такие-то. И даже в суппорт им написал, вот так-то и так-то (тут мы показываем, как умеем красиво, четко и понятно формулировать баги)". Это будет показывать как минимум вашу заинтересованность, ваш энтузиазм и стремление учиться!

Просто попробуйте, открыть часто посещаемый сайт и попробовать его протестировать. Это поможет вам структурировать свои знания и чувствовать себя увереннее! А иначе получится так, что - приходишь на собеседование, четко рассказываешь заученные формулировки функционального и нагрузочного тестирования... А потом тебе дают простенькую формочку - "как будешь тестировать?". И все, ты начинаешь волноваться, разом забываешь только что рассказанные определения, путаешься в показаниях и прочая прочая.

А если ты уже сам, дома, посидел над любой формочкой, подглядывая в книгу, поразмышлял, а какое тут возможно функциональное/smoke/нагрузочное тестирование, то и сидя на собеседовании, ты будешь чувствовать себя увереннее - потому что ты уже практиковался, а значит, есть не просто слова, а понимание этих слов.

PS — и напоследок, еще одна бага из этого кинотеатра. Пришли мы в зал, места 9 и 10. Сели. И тут я смотрю перед собой - на спинках впереди-сидящих ведь тоже дублируются номера кресел. И что я вижу? После 9 идет 12 Smile :)



На самом деле там забавнее, идет такая нумераци - 8, 9 , 12, 11, 12. Но сфотографировать это не удалось, увы. Вот вам и еще одна бага! Зато забавная:

- У тебя какое место?
- 12.
- Тебе справа или слева? Smile :)

PPS — а еще про одну багу я писала позднее, на этот раз про бронирование билетов на сайте.

PPPS — добавила пост в общую копилку багов.

среда, 2 января 2013 г.

Джин Желязны. Бизнес презентация

Ссылка на OZON.

Самое главное достоинство книги - это ее толщина!

Собственно говоря, прочитала я ее почти случайно, она была чуть ниже в списке книг для прочтения. Но, так уж получилось, что книжка, которую я сейчас читаю, не очень транспортабельна в дамской сумочке - большая она. А мне надо было срочно что-то цапнуть с собой на случай, если мне придется ехать в метро. Цапнула. Пришлось.

В метро я прочитала 20 страниц, но успела заценить размер текста, стиль изложения и прочая. В общем, вернувшись домой, так я ее и дочитала. За один день. Моя первая бизнес-книжка, прочитанная за один день (smile) Хотя я и простых книг не припомню, все равно растягивается на какое то время. Ну не умею я быстро читать! Хоть и пишут издательства на толстых томиках "время на чтение 4 часа", мне это неподвластно. Да и не очень то хочется скорочтением заниматься...

Но это лирика! Вернемся к книжке. Конечно, она не настолько подробная, как книги Радислава Гандапаса (о том, как выступать) или Ненси Дуарте (о том, как рисовать слайды и как готовить речь), но, возможно, именно в этом ее преимущество.

Если у вас мало времени - возьмите ее. Если вы просто сомневаетесь, что вам интересно читать что-то на данную тему, прочитай эту книжку. Много времени она не займет, а хоть как-то, но мозги поставит. Если вы уже читали указанных выше авторов - все равно возьмите ее, Гандапас вот, например, написал к ней предисловие, похвалив!

А я бы хотела выпить оттуда примечание для... Нет, не для того, кто готовится к презентации, а для тех, кто ему в этом помогает - для тех, кто присутствует на репитиции:
  1. Быть чуткими. Дайте мне возможность "разогреться" перед тем, как наносить замечаниями удары по моей уверенности: скажите, что я делаю хорошо, прежде чем говорить, что я делаю плохо; используйте формулировки с местоимением "я" - "Я не понял, в чем смысл этой диаграммы" или "Я бы запутался, если бы сидел в аудитории", вместо "Вы ведь не будете использовать эту диаграмму?" Да уж!
  2. Быть конструктивными. Не обозначайте проблему, не предлагая решения. Помогите мне выработать решения обозначенных вами проблем.
  3. Быть объективными. Мне жаль, что вам не нравится цвет фона моих слайдов. Однако он не повлияет ни на смысл моего сообщения, ни на аудиторию, поэтому пусть таким и останется. Пожалуйста, пусть ваши комментарии будут по делу и понятно сформулированы.
  4. Быть реалистичными. Предлагать изменения - все равно, что есть чипсы: одного обычно кажется мало. Всегда есть возможность улучшить презентацию, но выступление уже завтра, и я хочу хорошо выспаться накануне, поэтому, пожалуйста, помогите мне сконцентрироваться только на тех изменениях, которые мы можем осуществить.
Я, правда, не согласна, что выступать перед другими надо за день до выступления, но в целом очень хорошая подборка советов!

Также очень хороший совет выпускать наружу своего "ребенка", который прячется в каждом из нас, для того, чтобы ярче и понятнее зарисовать свою мысль. Совет особенно хорош последовавшими за ним примерами. Почитайте, сами увидите! И я уверена, что вы сможете почепнуть оттуда еще немало ценных идей (smile)

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

С Новым годом, коллеги!

Время летит порой очень быстро... Это когда у тебя что-то не получается или нет вдохновения прогонять один и тот же план регрессии, оно тянется медленно-медленно... А потом оглянешься назад - ба, да уже год прошел!

Еще совсем недавно мы пили шампанское, обнимали друзей и ставили перед собой цели на 2012 год. Достигли ли мы их? Все ли прошло успешно? Конечно, где-то мы ошибались и спотыкались, но я верю в то, что год этот был успешным для многих!

Я хочу сказать спасибо тем, кто был со мной в этом году, тем, кто в меня верил, когда я сама в себя не верила (smile) А также тем, кто критиковал, делая меня лучше.

Еще совсем недавно я знать не знала о software-testing.ru, о том, что тестировщики блоги ведут и их приятно и интересно почитать. А уж самой писать, так вообще супер! Но зато сейчас я абсолютно точно знаю, что, если вы читаете этот пост - вы тестировщик! На 99% (smile) Оставим 1% на всякий случай...

Но я очень рада, что есть люди, которые любят свою работу, которые с гордостью несут свой "крест", свою карму, если вы в нее верите. Кто помогает своим продуктам становиться лучше день ото дня! А главное, кто сам становится лучше.

Я верю в то, что чтение блогов и форумов - это только первый шаг. Что любопытство рано или поздно возьмет верх и вы прочитаете кучу профессиональных книжек, выступите на конференциях или хотя бы просто услышите про чужой опыт и сможете, сможете применить его у себя! Что вы пойдете на курсы и еще больше углубитесь в такую интересную профессию, как - тестировщик!

Я желаю вам в новом году достичь очередной вершины в вашей профессиональной карьере. Поставить перед собой цель - и достичь ее! Но при этом не забыть, что рядом есть люди, которым вы дороги. Развиваться надо во всех сферах жизни и во всех сферах достигать гармонии, иначе это обязательно скажется на вашем настроении, ваших силах и продуктивности.

Но я верю в то, что вы справитесь! Итак, пора ставить цели и расписывать план по захвату мира их достижению! С новым годом, коллеги! С новым счастьем (smile)