пятница, 10 января 2014 г.

Задачи не являются целями

Еще один отличный отрывок из книжки Алана Купер "Психбольница в руках пациентов".

Цели — не то же самое, что задачи. Цель — это конечное состояние, тогда как задача — переходный процесс, необходимый для достижения цели. Очень важно различать задачи и цели, ведь их так легко спутать.

Если моя цель — побездельничать в гамаке, почитывая воскресную газету, то придется мне сначала подстричь лужайку. Моя задача — подстричь газон, тогда как моя цель — отдых. Если бы я мог нанять кого-то для стрижки газона, то достиг бы цели, не прикасаясь к газонокосилке.

Различать задачи и цели просто. Задачи меняются вместе с технологией, тогда как цели обладают приятной особенностью — они очень стабильны. Например, в путешествии из Сент-Луиса в Сан-Франциско мои цели — скорость, удобство, безопасность. Направляясь в Калифорнию на золотые прииски где-нибудь в 1850 году, я путешествовал бы в своем новом, высокотехнологичном фургоне Конестога26. В интересах безопасности я взял бы с собой ружье «винчестер». Направляясь из Сент-Луиса в Caн-Франциско в 1999 году, я путешествую в новом, высокотехнологичном Боинге-777. В интересах безопасности «винчестер» имеет смысл оставить дома. Мои цели остались неизменными, однако задачи изменились вместе с технологиями настолько, что стали прямо противоположными.


Противопоставление целей и задач встречается сплошь и рядом. Если президент желает, чтобы за океаном наступил мир, он посылает пехотинцев, вооруженных автоматами, самолетами, бомбами. Его задача — война. Его цель — мир. Когда адвокат корпорации желает избежать конфликта с коллегой, то вступает в прения о положениях контракта. Цель адвоката согласие, а задача — спор.


Цель — стабильная сущность. Задачи преходящи. Вот одна из причин, по которой проектирование под задачи не всегда уместно, а проектирование под цели уместно всегда.

Комментариев нет:

Отправить комментарий