вторник, 28 октября 2014 г.

Искусство объяснять. Ли Лефевер

Ссылка на OZON.

Это книжка - просто ЧУМА! Такой вот краткий отзыв.

Книгу написал создатель Common Craft, компании, специализирующейся на объяснении. Простом и понятном. "Что-угодно на простом английском" - так называются их ролики. Возможно, вы уже с ними знакомы, потому что они сотрудничали со многими компаниями, в том числе и Dropbox - видео на их главной странице сделано как раз командой Common Craft.

Автор верен себе. поэтому книга не является сухим перечислением фактов, которые следует знать. Там очень много историй. Ведь хорошая история - залог успешного объяснения!

Когда мы общаемся с людьми, мы считаем, что они находятся в контексте проблемы, то есть в конце шкалы, где-нибудь на уровне R. Под шкалой подразумевается уровень понимания проблемы, где A - ничего не известно, а Z - уровень эксперта.


Usability-кейс. Тестирование онлайн-заказа такси на сайте nyt.ru


Начинающие тестировщики часто спрашивают, где же им искать опыт. И не верят, когда говоришь "да везде!". Всегда кажется, что баги встречаются только на тестовых сайтах, а в реальном мире все хорошо и понятно.

Особенно сложно искать usability-баги. Как можно понять, что с системой работать неудобно? Давайте посмотрим на примере! У меня коллеги недавно нашли замечательный сайт http://www.nyt.ru/.

Давайте попробуем заказать там такси онлайн. Нажимаем кнопку, получаем такой вот результат:

Хм... И что мне куда записывать? Коллеги разошлись во мнениях:

ххх: А ну все понятно, ФИО-телефон-откуда-куда
ууу (пишет одновременно с первым): да не баг, понятно же: ФИО, email, куда, откуда

Диалог очень хорошо иллюстрирует тезис, что "очевидно" для всех разное, особенно с порядком Куда-Откуда.

Простым пользователям приходится идти методом проб и ошибок:

ххх: немного смекалки и вперед
ууу: о! я догнал
ууу: первая ФИО, вторая - e-mail
*спустя минуту*
ууу: а, не, второе - телефон

Метод проб и ошибок наводит на интересные подробности - если кликнуть в текстбокс, а потом выйти из него, он раскроет свое назначение!

А ну-ка, покликаем по всем полям Smile :)

ВАУ!

А теперь вопрос на засыпку — такое поведение системы нормально? Тут не надо быть спецом в usability, чтобы понять, что как-то не очень Wink ;)

Скорее всего, исходная задумка была такая - пользователь открывает форму и сразу видит там подсказки, что куда вводить! Тогда все логично. Открыл форму - видишь подсказки. Поставил курсор - подсказка пропала, не мешая тебе вводить данные.

Теперь вспоминаем, что мы — тестировщики. И надо проверить, а правда ли это глобальная проблема или только у нас? Так как это веб-сайт, смотрим в разных браузерах.

И внезапно понимаем, что:
  • Хром - глючит (подсказок нет).
  • Firefox - глючит (подсказок нет).
  • IE - работает!!!
Замечательный пример, я считаю Smile :)

Обычно ведь бывает все ровно наоборот, во всех "нормальных браузерах" работает, но IE глючит. А вот чтобы было наоборот - это уже интересненько!

Так что баги, они действительно повсюду! Иногда даже не надо специально искать ))

PS - когда форму заказа такси показали студентам, выпускникам онлайн-интенсива по тестированию, первая реакция была "это был пример антидизайна из практики? не специально придуманный?"

PS — добавила пост в общую копилку багов.

воскресенье, 26 октября 2014 г.

Победи прокрастинацию. Петр Людвиг



Ссылка на книгу (Издательство "Альпина Паблишер").

Книга о том, как перестать откладывать дела на потом. Автор книги пережил встречу со смертью и решил жить полной жизнью.

Структура книги понравилась, сначала идет описание техники / инструмента, объясняется, зачем это все надо, потом рассказывается, как это использовать, в итоге же видим краткие выжимки, которые можно перечитывать, освежая в памяти пройденный материал.

Автор объясняет, чем плоха внешняя мотивация. Это, в принципе, логично и банально, если вы читали другие книги о мотивации. Но потом автор поясняет, чем бывает плоха внутренняя мотивация целями.

На пути к достижению цели челвоек не удовлетворен, так как еще не получил желаемое. А когда цель достигнута, кайф быстро пропадает из-за гедонической адаптации.

Гедоническая адаптация представляет собой явление, когда человек неожиданно быстро привыкает к результатам какой-либо достигнутой цели. Достигнув цели, человек радуется день-два-три, потом снова грустит. Ставит более сложную цель, снова к ней стремится и снова не удовлетворен во время пути. Замкнутый круг!

Именно поэтому самая лучшая мотивация - внутренняя мотивация пути. Если человек доволен именно путем, которым он идет, то он может быть счастлив почти постоянно! Кстати, состояние потока относится к мотивации пути. Мы настолько увлекаемся самим процессом, что забываем обо всем на свете!

Поэтому важно помнить о том, что результаты не всегда приводят к удовлетворенности (достижению цели мы радуемся очень редко), а вот удовлетворенность всегда приводит к результатам!


Еще понравилось сравнение эмоций и рациональной части со слоном и наездником. Впервые я прочитала об этом у Джули Дирксен. Слон - это наши внутренние желания, эмоциональная часть. А наездник - наше рациональное мышление. И главное, чтобы наездник смог повести слона туда, куда ему нужно. Иначе увы...

Петр Людвиг рассказывает о том, как помочь наезднику управлять слоном. В частности, разбить большую задачу на несколько маленьких. Большая задача как огромное препятствие на пути слона, она вызывает у него эмоциональное отвращение. Поэтому есть большой риск, что слон плюнет и пойдет в другую сторону.

А вот малекие задачи как небольшие холмики, через которые вполне можно переступить. Поэтому не имеет смысла сказать "завтра я брошу курить / начну заниматься спортом". Слон будет видеть огромную гору, что вызовет у него отвращение и, как следствие, сдвиг даты все дальше и дальше.

А если поставить небольшую цель (например, курить не 2 пачки в день, а 1,5, каждый день делать 5 приседаний), то ее будет легко выполнить. Главное - ставить простые задачи, которые легко можно сделать. Если поставить сложную, то велик риск эмоционального отвращения и прокрастинации.


Еще из интересного - история о хомяке. Исследования Мартина Селигмана показали, что несколько негативных импульсов могут убедить нас в том, что все плохо и с этим ничего не поделаешь. Был проведен эксперимент, когда грызуна (пусть будет хомяк) посадили в коробку с стеклянной крышкой. Первый день хомяк много прыгал, пытаясь выбраться, но ударялся головой о стеклянную крышку.

Потом он прыгал все меньше и меньше и наконец совсем бросил попытки. Он поверил в то, что у него никогда не получится вылезти. И даже когда крышку наконец открыли, хомяк даже не пытался сбежать, он уже поверил в безнадежность.

И иногда мы сами становимся как тот хомяк. Поэтому иногда следует проверить, а не открылась ли уже крышка коробки? Не стоит верить в то, что все плохо и никогда ничего не получится Smile :)

Еще в книжке есть целая куча разных инструментов для ТМ, но я не буду на них сейчас останавливаться. В принципе, они в о том или ином виде постоянно встречаются в книжках и статьях.

В книжке Петра Людвига мне понравился стиль изложения, понравились картинки, которых было много и все в тему. Понравился список к действию. В общем, если начинаете изучать ТМ, книжка вполне достойная!

PS - Добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

вторник, 21 октября 2014 г.

Проклятие знания


Главная проблема объяснения — проклятие знания. Мы работаем с чем-то достаточно давно, разбираемся во всех тонкостях, поэтому искренне не понимаем, как можно этого не знать. "Это же элементарно!". Да. Для нас.

Посмотрим на проявления этого феномена в разных ситуациях.

Junior тестировщик


Наша система умеет работать по протоколу SOAP. Матерые тестировщики давно к этому привыкли. И вот на проект выходит junior qa. Ему даются на проверку самые простые баги, "отправить запрос, выверить ответ по документации". Только выглядят они примерно так:

Отправить SOAP-запрос {тело запроса}.
В ответе получаем А, а ожидаем В.

Делов на 1 минуту.

Но у начинающего от такой постановки начинается паника "какой запрос? Что такое SOAP? Как отправлять такие запросы?!".

При этом, если он задаст вопрос "как отправить запрос?", коллега, подверженный проклятию знания, пожмет плечами "через SOAP UI". Только что такое объяснение даст новичку?

В такой ситуации проявляется умение начинающего коллеги гуглить (кстати, по SOAP рекомендую эту статью). Потому что если он найдет минимум информации, скачает и установит себе SOAP UI, ему останется только спросить у коллеги "А где мне взять WDSL? И какие логин-пароль использовать?".

И такие вопросы вызовут у коллег большее уважение. Потому что такое поведение говорит о том, что новенький уважает время своих коллег и минимум информации в состоянии найти сам.

Замыленный взгляд


Раз за разом проводя одни и те же тесты, мы смиряемся с неудобством использования нашей программы. Более того, мы привыкаем использовать обходные пути и костыли.

Поэтому когда приходит новый человек и говорит "я не пониманию, как мне сохранить файл", мы сильно удивляемся. Как так? Это же так просто!

Нет, это не просто. Просто мы уже привыкли. Именно поэтому, когда на проекте появляется новый человек, важно выслушивать все его претензии к удобству использования программы или чтению документации.

Точно так же потом и пользователь не поймет, что ему делать. Только пользователи жалуются далеко не всегда. Часто они не могут понять, что делать, плюют и уходят с сайта к конкурентам. А все "проклятие знания" и, как следствие, "замыленный взгляд"!

Описание новой фичи


Когда к нам приходит Заказчик и говорит "прикрутите мне вот сюда синенькую кнопочку", всегда стоит задать вопрос "а зачем?".

Иногда ответ кажется нам слишком очевидным. Поэтому мы не задаем вопросы, а просто делаем, как нам кажется правильным. И это большая ошибка!

НИКОГДА не додумывайте требования! Задача тестировщика - уточнить все моменты, которые могут быть восприняты двояко, которые не описаны в документации.

Просто Заказчик, когда просит что-то сделать, дает мало информации. Ведь он погружен в контекст проблемы. Поэтому он говорит нам "отправьте SOAP-запрос", предполагая, что мы тоже в контексте и прекрасно понимаем, о чем идет речь.

Додумывание требований приводит к страшным последствиям. Вплоть до того, что разрабатывается система, которая вообще не решает проблему Заказчика (вот отличный пример).

Иногда мы угадываем, да. Но иногда Заказчик страдает от какой-то проблемы и думает, что "синенькая кнопочка" все исправит. Если мы просто реализуем кнопочку, Заказчик быстро поймет, что проблема не решена, она была глубже и поверхностное исправление только все испортило.

Но если мы выяснили, для чего нужна эта кнопочка, какую проблему хочет решить Заказчик с ее появлением, то мы, как тестировщики, на этапе тестирования требований сможем сказать "ага! А вот про это то вы и забыли! А что будет с этим отчетом?".

Иногда уточнение информации по вопросам тестировщика может сильно удивить. Если исходно требования додумали и додумали неправильно. Именно поэтому так важно начинать тестирование на ранних стадиях разработки новой фичи. И ничего не принимать на веру. Все уточнять и прояснять!

Кто, если не мы? Smile :)

Поэтому всегда при тестировании документации помните о проклятии знания. И задавайте вопросы. Не додумывайте, не надо. Пусть додумывают остальные. Задача тестировщика - найти корень зла. Для этого иногда приходится 5 раз задать вопрос "почему?", но оно того стоит!

понедельник, 20 октября 2014 г.

Что делать после окончания курсов для начинающих тестировщиков

Что почитать?


Максима Ильяхова и советы из бюро Горбунова:

http://maximilyahov.ru/soviet/
http://artgorbunov.ru/bb/soviet/

http://glvrd.ru/ — обязательно подписаться на рассылку! Поможет выкинуть буллшит из тест-кейсов, чек-листов, багов и документации.

Из книжек:

Психбольница в руках пациентов Алана Купера - обязательно к прочтению! Пока не прочтете, не заводите улучшений на программы Smile :)

Можно после Купера еще "Интерфейс" Раскина почитать. Чтобы понять, какие интерфейсы делать не надо и почему, например, бесполезны подтверждающие диалоги.

Из той же оперы Софт отстой и что с этим делать Девида Платта. Читается легко, как "психбольница".

Если будете тестировать веб, то прочитайте Виттакера (James Whittaker) How to break web-software. Также рекомендую его книгу "Exploratory software testing", которая поможет вам искать баги!

Все полезные ссылки можно найти на Testbase, развивайте свои навыки!

Какие курсы еще пройти?


"На курсах было так круто! Пойду запишусь еще на парочку прямо сейчас!"

Не надо!

Без практики польза от курса быстро растеряется. Почитайте книги по тестированию, пересмотрите еще раз лекции и применяйте, применяйте это на практике!

Если сейчас записаться на новые курсы (тест-дизайн, тестирование web, usability, автоматизация, etc), то в итоге будет график работа-курсы. Старые навыки подзабудутся, ведь все время будет занимать новый курс! А потом еще и еще...

Передохните. Устройтесь на работу и первые пару месяцев изучайте проект и применяйте то, чему научились. А вот потом уже выбирайте направление, в котором интересно разививаться и повторите цикл.

Прошли курсы - пару месяцев перевариваем и применяем, применяем! Если на работе нельзя применить (ту же автоматизацию), времени не выделяют - остаемся после работы и все равно применяем! Просто не по 3 часа в день, а по часу...

Что же тогда изучать?


Очень рекомендую http://sql-ex.ru для дальнейшего развития. Там задания такие, что не оторваться. А еще SQL сейчас спрашивают даже на вакансиях junior-qa. Двойная польза Smile :)

А в остальном — читаем книжки \ блоги и применяем!

Всегда помните — новая информация имеет тенденцию вытеснять ранее полученную, если она плохо закреплена. Например, в онлайн-интенсиве мы даем много информации базовой, которую хорошо бы закрепить гораздо более продолжительной практикой, нежели одна неделя интенсива.

Потом уже идти на другие курсы, чтобы не было пресыщения. А вот через годик вполне можно вернуться и снова пройти тот же самый интенсив - тестовый сайт за это время изменится, вы приобретете новый опыт и будете смотреть на курс по-новому. И выводы в итоге сделаете новые! И полезную информацию снова получите! Smile :)

Но... Не сразу, не сразу надо повторять.

PS - список для чтения и изучения составлен при помощи и поддержке Абдюшева Павла, он же .

четверг, 16 октября 2014 г.

Отзывы участников тренинга "Онлайн-интенсив для начинающих тестировщиков"-5


Стремительно пролетела неделя пятого интенсивного обучения для начинающих.

Это быстрый старт для тех, кто прочитал книжки и хочет применить знания. Вас закидывают на реальный проект, и целую неделю вы оттачиваете на нем новые навыки под чутким присмотром тренера. Это вам не абстракный карандаш потестить Smile :)

Ниже отзывы участников закончившегося семидневного марафона.

Тихомирова Светлана
Программа очень насыщенная, очень интересная. Тренеры (Ольга и Павел) неравнодушно и творчески подходят к обучению своих студентов. Для выполнения домашек в помощь предлагают ссылки на интересные и нужные статьи, примеры, отвечают на все вопросы. В сжатой и понятной форме я получила массу полезной, отлично систематизированной информации. И ещё много, много практики. Время пролетело совершенно незаметно. Всем будущим студентам рекомендую учесть, что на курсах начинающих тестировщиков  мы получаем не только навыки по, собственно, самому тестированию, но и узнаём правила общения тестировщика c аналитиками, программистами, менеджерами с учётом специфики построения работы над проектами в кампаниях.  Это очень важно понять с самого начала курса и внимательно вслушиваться в рекомендации тренеров. Поверьте, во всём том, что вам рекомендуют прочитать, прослушать, запомнить и закрепить практически ЕСТЬ ГЛУБОКИЙ СМЫСЛ! В итоге вы приобретёте, пусть начальный, но ОПЫТ!
Анонимно
Я из той категории "тестировщиков", которые прочитали книгу Романа Савина "Тестирование dot com" и не знал что делать дальше. В одном я был уверен точно "Теорию надо закрепить практикой". Записался и нисколько не пожалел! Абсолютно! Ольга и Павел, СПАСИБО Вам за Ваше терпение у труд!
Анонимно
Меня очень заинтересовала профессия тестировщика. Я хотел увидеть профессию изнутри, почувствовать на себе. Курс с этой целью справился — я получил представление каково это — быть тестировщиком.
Если идёте на этот курс будьте готовы полностью погрузиться в него. (время). И ещё поможет поставить перед собой чёткую цель. Какую? Решать вам!
Анонимно
Ольга! Спешу поделиться с вами радостью  меня взяли на работу тестировщиком ПО. Прошел собеседовании благодаря вашим первым трем урокам. :D
На собеседовании как раз составлял кейс-кейсы и описание ошибок для баг-трекера

Анонимно

Студент: Тема раскрыта достаточно коротко. Больше узнаёшь из практики или доп книг.
Комментарий тренера: Да! Это сделано специально. Smile :)
Именно поэтому перед записью на курс необходимо прочитать книжку Савина, потому что на самом курсе теории дается минимум, необходимый для выполнения ДЗ.

Студент: Материал подан настолько интересно, что единственное желание, которое возникает после просмотра видеоматериала, — садиться и выполнять домашнее задание
Осталось небольшое чувство жалости, что курсы уже закончились.

Переписка в скайпе во время курса (опубликована с согласия сторон)


*****************

Mikhail: У меня сегодня случилось следующее. Я не могу спокойно смотреть на работу банкомата, особенно когда он не принимает купюры) у меня сразу же в голове начинают всплывать мысли "Почему эту банкноту он принимает, а другую нет?", "что будет если перевод денежных средств сорвётся" и ещё куча различных мыслей, которые раньше меня не особо волновали))

Александр: Значит эффект от обучения уже есть :)

Mikhail: Думал просвежусь схожу от занятий, голову проветрю — не особо получилось))

Александр: Тоже поделюсь впечатлениями. Я когда занимаюсь чем-то другим, подспудно возникают мысли - а надо бы сегодня ещё задание сделать и порой трудновато переключиться на другое. Затягивает :)

Mikhail: И задания затягивают. Думаю сейчас час поделаю, пойду готовить. Смотрю — уже и все 2 часа прошли))

Mikhail: Хоть и совсем не просто порой бывает их выполнить)

Александр: Ага :) Сел на 15 минут и прошло 3 часа :D

Mikhail:  И планы на вечер автоматически поменялись) так сразу и не припомню когда последний раз в пятницу и субботу вечером сидел уроки делал :)

*****************

Светлана: Ольга, Ваш курс необыкновенно понравился, я обязательно оставлю отзыв на сайте. (F).

Mikhail: Светлана, согласен с Вами! Курс какой то невероятно затягивающий, особенно когда получается выполнять задания и они зеленеют.)) Это как раз то, что многие начинающие тестировщики ищут, которые прочитали Савина и не знают что делать дальше. А дальше надо только к Вам и незамедлительно! (Если, конечно, хотят начать развиваться в тестировании).

Светлана: И ещё такой момент *запрос на улучшение курса*. А в остальном  просто супер!!! Спасибо огромное!

Светлана: "Курс какой то невероятно затягивающий" Абсолютно согласна!

Александр: Присоединяюсь к благодарностям! Ольга, у вас прекрасный курс. За время прохождения я получил опыт и знания, которые, надеюсь, в будущем пригодятся. Огромное спасибо за ваши лекции с примерами и пояснениями. Кстати, Ольга, у вас очень симпатичный голос ;). Также хотел выразить благодарность и Павлу за то, что направлял нас на путь так сказать истинный. Это была интересная неделя. Спасибо!

Mikhail: Да, неделя — это не просто интенсив, а СВЕРХ интенсив!) 2-3 недели самое то! А то порой на задания и все 3,4,5 часов уходили, а не 2-3 как было в описании)))

Mikhail: Но я рад, что попал на недельные курсы в течение которых моё мышление просто взяли и перевернули!)

Абдюшев Павел: вот они ради этого и недельные — чтобы именно перевернуть мышление. Если растянуть на полтора месяца, то эффекта погружения не будет.

*****************

Спасибо ребятам за отзывы!

Следующий курс стартует 27 октября. Мы постарались учесть все пожелания и сделать его еще интереснее!
Запишитесь сами или отправьте своих junior-ов Wink ;)

Для тех, кто не может заниматься интенсивно 7 дней подряд, мы создали трехнедельную версию, где на домашние задания дается три дня, а не один.
Запуск тогда же, 27 октября. Регистрируйтесь!

среда, 15 октября 2014 г.

Тони Шей. Доставляя счастье.



Ссылка на OZON.

Мои выдержки из книги - Zappos. Рекомендуемая литература.

Книга, написанная СЕО компании Zappos о том, как они построили компанию, проданную за миллиард долларов.

Эта книга отвечает на вопрос "зачем", а книга "Правила Zappos" рассказывает "как". Я, правда, прочитала в обратном порядке Smile :)

Сначала "как", потом "зачем" - очень уж заинтересовала меня политика этой компании, захотелось узнать о ней побольше.

Читать было забавно - СЕО Zappos начинал в свое время с фермы для разведения червей и все время стремился найти идею, с которой будет интересно работать. И нашел! Сделали сайт, буквально за полгода! Раскрутили, продали.

Как найти работу на 3 день обучения тестированию

Очень просто — пройти интенсив! Интенсив — это когда ты получаешь практические занятия и начинаешь вырабатывать навыки не за 2 месяца, а всего за 7 дней!

Но устроиться на работу через 3 дня? Звучит невероятно, даже для меня! Я не гарантирую трудоустройства, потому что это в принципе невозможно, если только это не стажировка в крупной компании, набирающей к себе джуниоров по итогам обучения.

Все зависит от вас. На двух интенсивах участники устраивались на работу прямо во время курса.



На прошлом курсе студент пропал после сданных ДЗ по первым 3 урокам. Я решила выяснить у него причину и получила удивительный ответ:

[12.09.2014 9:14:09] Ольга Киселева: Добрый день!
Подскажите, пожалуйста, что Вам НЕ понравилось в курсе? :)
Попробую сделать интереснее)

[12.09.2014 12:17:35] Студент: добрый день! все понравилось на самом деле: и обратная связь, и задания, и что реальный проект был, система дистанционного обучения.  Просто не рассчитал немного свое свободное время и время на курсы, поэтому с середины курса совсем не было времени. Но благодаря полученным знаниям первый этап интервью по скайпу прошел) в понедельник в живую собеседование)
Практические задания на реальном проекте и Ваш с Павлом фидбэк реальный конек курсов, аналогов нет. всю переписку в скайпе копирнул)

ВАУ! Всего за 3 дня Smile :)

На прошлой неделе прошел пятый курс онлайн-интенсива. Перед ним я переписала лекции по самым сложным темам, добавила жизненных примеров и интересных заданий. Поэтому и в блог некогда писать — все время курсы отнимают.

И вот, не успел курс закончиться, как в скайпе появляется новость:

Студент: Ольга! Спешу поделиться с вами радостью  меня взяли на работу тестировщиком ПО. Прошел собеседовании благодаря вашим первым трем урокам. :D
На собеседовании как раз составлял кейс-кейсы и описание ошибок для баг-трекера

Один раз случайность, два совпадение, скоро станет закономерностью!
Именно поэтому обучение на курсах намного эффективнее, чем остальные способы получить опыт. Общение с тренером бесценно Smile :)

Следующий онлайн-интенсив начинается уже 27 октября, еще есть время зарегистрироваться!

А для тех, кто не может заниматься интенсивно 7 дней подряд, мы решили создать трехнедельную версию, где на домашние задания дается три дня, а не один.
Запуск тогда же, 27 октября. Регистрируемся!

Приходите и записывайтесь на собеседование после 3 урока Smile :)

понедельник, 13 октября 2014 г.

Zappos. Рекомендуемая литература

Вот книги, рекомендованные компанией Zappos (славится своим отношением к клиентам) для достижения их корпоративных ценностей (сперто из книги "Доставляя счастье" СЕО компании Тони Шея):

Вызывать "вау!"-чувство нашим обслуживанием


The Fred Factor, Mark Sanborn.
Фиолетовая корова, Сет Годин.
Горячие поклонники, Кен Бланшар.
Lovemarks: бренды будущего. Кевин Робертс.
Сервис, ориентированный на бренд. Новое конкурентное преимущество. Джанет Барлоу.

Принимать и поощрять изменения


Где мой сыр? Спенсер Джонсон

Создавать веселую и немного необычную атмосферу


— Lovemarks: бренды будущего. Кевин Робертс.

Любить приключения, творчески и нешаблонно мыслить


Представьте себе!, Том Питерс.
Переломный момент, Малькольм Гладуэлл.


Приветствовать рост и обучение


Self-help Stuff That Works, Adam Khan.
Озарение. Сила мгновенных решений, Малькольм Гладуэлл.

Создавать позитивный командный дух и семейную обстановку


Ловись, рыбка!, Стивен Лундин.

Делать больше меньшими средствами


212, Sam Parker.
— Переломный момент, Малькольм Гладуэлл.

Быть увлеченными и решительными


— 212, Sam Parker.
От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет... Джим Коллинз

Быть скромными


— От хорошего к великому. Почему одни компании совершают прорыв, а другие нет... Джим Коллинз


Не знаю, как вас. а меня их ценности впечатляют и воодушевляют, так что я обязательно почитаю книжки из этого списка Smile :)

понедельник, 6 октября 2014 г.

Дао Toyota. Джеффри Лайкер


Ссылка на книгу (Издательство "Альпина Паблишер")

Я слышала об этой книжке еще давно, на собраниях московского клуба тестировщиков, на докладах Сергея Мартыненко (автор блога http://blog.shumoos.com/). Вот наконец-то прочитала.

Я считаю, что, если хочешь начать свой бизнес, то надо обязательно прочитать "Правила Zappos" и "Дао Toyota"!

Потому что они учат нас, что главное в компании - люди. И именно в них стоит вкладываться. А вся эта новомодная автоматизация нужна далеко не всегда. Иногда она даже вредит! Просто потому, что компании, в попытках быстрыми способами достичь успехов Toyota, берут новомодные системы и считают, что теперь все будет в шоколаде. Не будет!

Развивайте корпоративную культуру. Учите людей думать, находить и решать проблемы, помогайте им. И только потом задумывайтесь, а нужна ли автоматизация и где она может помочь, а не навредить, отнимая силы на мартышкин труд.

На эту тему в книге есть хороший пример. когда на завод приехал проверяющий из японии и сказал, что там нужна система андон (оповещение об ошибках). Руководитель завода заказал безумно дорогую автоматизированную систему и потом гордо ее показывал. А проверяющий замахал руками и сказал "нет, нет, нет!", поехал в магазинчик "1000 мелочей", купил там флажки разного цвета и сказал "вот андон!". Сначала сделайте просто и дешево, а потом думайте об автоматизации. Toyota не хвалит за вбуханные в ПО деньги, она хвалит за совершенствование компании.

А еще мне очень понравилось правило генти генбуцу - нужно увидеть самому. Отличный пример - когда молодому японскому инженеру дали задачу спроектировать новый автомобиль Sienna для других штатов, он отправился на нем в путь и объехал все на машине. Только так он заметил то, о чем не подумал бы, сидя в Японии.

Например, в Японии никогда не едят в машине - вышел, перекусил и дальше ехать. Потому что поток машин большой, особо не поешь. А в Америке дороги широкие и машин мало. Поэтому многие водители едят за рулем. А без кофе там не обойтись - так он понял, как важны подстаканники. А еще в некоторых городах нельзя было развернуться на узеньких улочках и в машине изменили радиус поворота. И много других мелочей заприметил инженер, когда сам поехал и почувствовал себя пользователем.

История Toyota начинается с Сакити Тоёда, который смастерил "умный" ткацкий станок, потому что его расстраивало, что его мать, бабушка и их подруги вынуждены трудиться не покладая рук. Он сам придумал идею, сам смастерил.

Потом дал задание сыну выходить на рынок автомобилей. Так и продолжались первые поколения, главой фирмы были инженеры, а не люди, далекие от производства. Toyota не берет себе директоров со стороны, а выращивает их сама. Вначале это были только члены семьи Тоёда, но потом появились и люди "извне". Не сразу, далеко не сразу. Лидеры растут в компании в течение десятилетий, чтобы проникнуться Дао Toyota. А без этого нельзя управлять компанией.

Сущность производственной системы Toyota проста - устранение потерь (муда). Составляем план создания ценности для потребителя и смотрим. сколько времени уходит на потери, а сколько - непосредственно на создание ценности. Основные виды потерь:
  1. Перепроизводство.
  2. Ожидание.
  3. Лишняя транспортировка или перемещение.
  4. Излишняя обработка.
  5. Избыток запасов.
  6. Лишние движения.
  7. Дефекты.
  8. Нереализованный творческий потенциал сотрудников (добавлено авторов книги)
Вот и пример из книги: потери при создании добавленной ценности



Это заставляет задуматься... Вот, допустим, выпускаем мы релиз раз в 3 недели, Заказчик просит новую фичу, на которую мы тратим 2-3 дня. И получается, большинство времени - это просто ожидание...

Хотя, с другой стороны, мы не единственная система и часто мы уже готовы через 3 недели, а с нами интегрироваться еще не готов, так что сроки получаются даже быстрыми Smile :)

В книге есть также интересные истории создания новых марок автомобилей - Lexus и Prius. Первая была создана, потому что руководителя расстраивало, что марка Toyota считается скромным бюджетным вариантом, хоть и хорошим по качеству, но не для боссов.

Поэтому началась разработка. Использовался метод генти генбуцу - инженер пришел туда, где собираются боссы, осмотрел их машины на парковке и потом уточнил, почему именно эта машина и какие рассматривались альтернативы? Получив отзывы реальных пользователей, команда поняла, каким критериям должен удовлетворять лексус!

А вот история с Prius мне не очень понравилась. Новый президент Toyota Окуда "не являлся инженером, но он был выдающимся менеджером и лидером, который понимал, как стимулировать желание людей работать" (с). И вот он в марте объявил во всеуслышание, что к концу года уже будет начато производство новой машины, хотя исходно планировалось отложить дату, уж очень сроки поджимали.

И люди правда стали работать усиленнее, так как босс всем пообещал, нельзя подвести компанию! Люди работали сутками более полугода, главный инженер объяснил ситуацию жене и ушел жить на это время в общежитие, "чтобы ничего не отвлекало"! И как этим можно гордиться? Это же ужасные условия труда! Да, люди пошли на это сами, но все равно пугающая история...

Toyota учит работать с потоком единичных изделий. Потому что он помогает находить проблемы. Когда у тебя гора запасов и гора работы, ты не замечаешь даже, что коллега заболел или у него возникли проблемы. А если настроена цепочка добавления ценности по принципу "канбан" (пока одна деталь обрабатывается, ты не делаешь вторую), то проблемы сразу вылезают наружу и вы можете их устранять.

Это как раз и пугает другие компании. Которые начинают внедрять бережливое производство, видят кучу проблем, пугаются и возвращаются к старым методам, которые "надежнее". Но они не надежнее, они просто скрывают проблемы. А это плохо отражается на результате - если прибор стал делать детали с браком, так ты узнаешь об этом через 10 минут и все исправишь, а при массовом производстве ты можешь узнать спустя месяцы и отзывать всю партию.

Хороший принцип - "приведи все в порядок, чтобы увидеть, что происходит". В Японии на заводах всегда чисто, потому что они работаю по программе "5S":

  1. Сортируй (убери ненужное) - оставь лишь то, что нужно, избавившись от лишнего.
  2. Соблюдай порядок - "у всего есть свое место, и все на своих местах".
  3. Содержи в чистоте.
  4. Стандартизируй - разрабатывай процедуры для поддержания первых трех S.
  5. Совершенствуй.
И еще много всего интересного есть в этой книжке. Я наделела целую кучу закладок, но потом подумала, что скурпулезно выписывать все это в блог смысла не имеет... Единственное, что я хочу сказать - жаль, что не так много компаний, работающих по методам Toyota или Zappos.

У них разные корпоративные культуры, но важно одно. На первом месте у них люди. Они хорошо относятся к своим сотрудникам, помогая тем расти и развиваться, а не стоять на месте, Они помогают своим поставщикам, работая с ними как партнеры, а не презрительно выбирая по цене. И они заботятся о счастье Заказчика!

Побольше бы таких компаний Smile :)

Книги, рекомендуемые автором или просто упоминающиеся (комменатрии взяты из книги):
  1. "Бережливое производство", Джеймс Вумек и Дэниел Джонс - подробное изложение западной интерпретации системы Toyota, бестселлер.
  2. "Кайдзен: Ключ к успеху японских компаний", Масааки Имаи - прекрасно написанная книга.
  3. "Какого цвета ваш парашют?", Ричард Н. Боллс - "весьма авторитетное руководство".
  4. "Одноминутный менеджер" - целая серия книг. Только в Dao Toyota автором указан Кен Блэнчард. Он рассказывает о том, что создание команды - не одноминутное дело!