вторник, 29 декабря 2015 г.

Идеально работает по ТЗ ≠ правильно

Хочу рассказать одну поучительную историю о любимом магазине Wildberries. Это интернет-магазин. Ищешь в поиске что-то (например, «голубые джинсы»), выбираешь понравившуюся модель, заходишь на карточку товара, изучаешь отзывы и характеристики, заказываешь.

Магазин существует давно, недавно отмечал 10 лет. Покупателей много — к товарам пишут отзывы. Я часто ориентируюсь на отзывы. Куча положительных сподвигает на покупку. А в одежде подсказывают, маломерка или большемерка, какой размер заказать.

Отзывы помогают покупателю определиться

Около года назад была создана Галерея Стиля — https://www.wildberries.ru/looksgallery.

Пользователи выставляют фото своих образов в товарах магазинов. И оценивают чужие образы. Появились любимчики публики, появились и любители «злых» комментариев. Иногда под образом обсуждали даже не сам комплект одежды, а внешность девушки — ее лицо, фигуру, зубы. В общем, скандалы-интриги-расследования Smile :)


Около месяца или двух назад магазин сделал и выпустил в прод отличную фичу — видимость всех комментариев человека в его профиле. Почему я об этом пишу? Сейчас узнаете =)

Задумка отличная! Сценарий работы: мне нравится пользователь Х, у него в галерее красивые комплекты, фигура схожа с моей. Я иду в его профиль и вижу оставленные им отзывы. По 5 звездочкам перехожу и покупаю себе обновку. По двум звездам понимаю, что эту вещь мне тоже не стоит брать.

Разработчики сделали функционал, тестировщики протестировали. Все работало. Наверняка по требованиям. Если бы не одно ма-а-а-а-а-аленькое «но» =) Кроме основного позитивного сценария есть еще и другие. И тестировать надо не только реализацию, начинать надо на стадии задумки. Когда у тебя миллионы пользователей — это особенно важно, потому что все, что может пойти не так, пойдет не так у сотен людей.

Функционал вывели в продакшен. На сутки Smile :)

Что произошло? Люди заметили новую возможность (о ней даже не анонсировали никак), написали на форуме, привлекая к ней внимание. Потом пошли в свои образы, нашли тех самых комментаторов, которые писали им гадости и с наслаждением вчитались в их отзывы к товарам, ища повод для отмщения.

Осознав такую возможность, народ поднял панику — «Как так!!! Я отзывы пишу не для того, чтобы все их видели. Ах так, тогда вообще отзывы писать не буду, не хочу, чтобы люди видели, какое нижнее белье я покупаю. Как вам вообще не стыдно, данные о нижнем белье публиковать?». Началась истерия, люди удаляли отзывы, образы, целые профайлы. Народ на форуме ликовал — «Хахаха, та вот строила из себя крутую и богатую, а покупает дешевый товар. А эта критикует фигуру, а отзывы оставляет «У меня 56 размер одежды», А та...». В общем, прикрыли лавочку.

*****************************************************************

К чему это я? Когда мы тестируем свой собственный продукт, мы к нему привыкаем. Мы можем не видеть очевидных неудобств, которые мешают пользователям. Когда мы просим что-то улучшить, мы можем не учесть каких-то последствий. Именно для этого нужны аналитики и тестировщики. Продумать и проверить задумку.

Когда мне кажется, что что-то в нашей системе работает «неправильно» и должно работать наоборот, я пишу об этом в общий чат или поднимаю тему на митинге. И порой мне прилетает в ответку полное обоснование, почему было сделано именно так. Логичное обоснование. Или пример, почему «наоборот» будет еще хуже. Пример, о котором я сходу и не подумала. Вот почему, когда вы заводите улучшение, вы должны продумать его до конца, вплоть до позитивных и негативных тестов, которые вы будете проводить. И очень, очень важно думать как пользователь. Мы, тестировщики — последний барьер между выходом в прод и пользователями. Последний шанс указать на то, что не заметил составитель задачи. Но, чтобы увидеть косяк, нам надо абстрагироваться от тех знаний, что у нас уже есть (а это очень тяжело бывает) и посмотреть на функционал свежим взглядом.

Удачи вам в этом! Наверняка у вас тоже случались такие истории, когда вроде все работает, как и должно, а появляется кейс, о котором вы не подумали. Храните такие случаи и возвращайтесь к ним, когда иссякает фантазия. Помните, как оно бывает Smile :)

См также:
Думать о сценарии использования — навык с Testbase, где можно походить по полезным ссылочкам =)
Шаблон улучшения — Как продумывать свое улучшение с примером, когда это приводит к отказу от постановки задачи.

PS — добавила пост в общую копилку багов и кейсов из жизни.

Комментариев нет:

Отправить комментарий