вторник, 30 июня 2015 г.

Идеи багов. Выпиливатель тегов в пароле



Продолжу делиться маленькими хитростями от своих студентов:

У нас после security scan срочно прикручен был выпиливатель тегов из input/textarea и т.д., что коснуло и полей с паролем и маской. Т.е. если кто-то создавал аккаунт с паролем, содержащим теги или что-то на них очень похожее, они отсекались джаваскриптом, но из-за маски пользователь не знал об этом и не мог залогиниться.

Хорошо, что есть тестировщики, которые вовремя заметили, на что мог повлиятель этот выпиливатель Wink ;)

Мини-вывод: если разработчики сделали массовое изменение, которое затрагивает все поля, думаем, как поля отличаются друг от друга. Простая строка и строка под маской — разные классы эквивалентности!

Багред — главред для названий багов!

Мы запустились, ура-ура-ура! Smile :)
Первая версия уже в production! У нас сегодня день рождения :)

А вот и ссылка — http://bugred.ru/!

Баг предупреждает!

Багред — сервис для улучшения названий ваших задач, багов или улучшений. Мини-Главред :-)

Перед тем, как поставить задачу в баг-трекер, проверьте название в Багреде. Он подскажет, что в названии плохо и как это можно исправить.

Разумеется, началось все с моих студентов. Из курса в курс переплывают одни и те же минорные баги и замечания. Названия для начинающего тоже стандартные — «некорректная работа», «там ошибка» и т.д. Приходится каждому студенту давать одни и те же типовые замечания:
— А что такое «некорректно»? А как корректно?
— Почему это ошибка? Где она проявляется?
— Это абстрация, добавь конкретики.

А еще же примеры придумать, чтобы показать, как можно улучшить заголовок...

Я думала в сторону блог-поста на эту тему, но потом узнала о Главреде Максима Ильяхова. Идея классная, мне очень понравилась! И всем своим студентам я его яро рекомендую. Но он подходит дляч исправления шагов или тестирования документации. Берешь свое ТЗ — и вставляешь в Главреда :-)

Но это другой сервис, он проверяет любой текст. А мне бы то же самое, но натасканное на названия багов, мне нужен... Багред!

Так родилась ИДЕЯ! С которой я и пошла к реализатору моей буйной фантазии Диме (подробнее о нас можно почитать в «О команде»). А тут как раз и художница нарисовала мне картинку для Testbase с этим милым бажиком... Так появились наброски интерфейса! С ними я пошла к коллегам, мы все переделали, обсудили и... родился Багред!

Исходно я расписала правила в гуглодоке, но они уже все перенесены в приложение. За это время через мои курсы прошли уже три группы и я успела еще немного пополнить шаблоны Smile :)

Теперь я с чистой совестью направляю студентов в Багред, чтобы они могли провести первую проверку сами. Попробуйте и вы! Если вы — начинающий тестировщик, то хорошие названия багов будут вам плюсом в карму в глазах команды. А если вы вообще не тестировщик, то и баги ставить — не ваша основная работа. Но, раз уж приходится, можно избежать типовых ошибок, с помощью нашего сервиса.

Как раз выпускники недавно жаловались, что сами то они пытаются ставить баги правильно, а аналитики и разработчики так не умеют. Я посоветовала ненавязчиво оставлять в комментариях к задачам ссылоку на Багред Wink ;)

В общем, мы запустились! Приходите, проверяйте названия. Найдете шаблон, который был мною упущен — нажимайте на «Пожаловаться» Wink ;)

Пожалуйстесь на некрутое название, которого нет в шаблонах


И, конечно же, ссылку на Багред всегда можно найти на Testbase, в навыке описания багов.

пятница, 26 июня 2015 г.

Баги повсюду. «Планета самоцветов» и ежедневный бонус

Скачала игрушку от Nevosoft «Планета самоцветов». Составляешь три одинаковых по цвету самоцвета в ряд — они взрываются, ты получаешь очки. Если самоцвет стоит на ячейке, она взрывается вместе с ним.

Планета самоцветов — игра «Три в ряд»

Каждый уровень дает цель и средства: взорвать 30 ячеек за 15 ходов, набрать 1500 очков за 30 секунд... Со временем уровни усложняются, появляются неразбиваемые ячейки, самоцветы «в цепях», которые взрывать надо дважды, бомбы и пустые ячейки.

Не успел выполнить цель исходными средствами? Потерял жизнь. Потерял все жизни — жди, пока они восстановятся. Одна жизнь восстанавливается один час. Максимум может быть 5 жизней.

четверг, 25 июня 2015 г.

ЛАФ 2015

Сумашедшие выходные (smile)
6 часов туда, потом 6 обратно... Тяжело, конечно, особенно на работу на следующий день выходить :-) Но оно того стоит! Однозначно!

Немного истории. ЛАФ — Летний Аналитический Фестиваль.
Первый день — доклады по аналитике.
Второй — круглые столы.
Ах да, еще шашлык! Отличный повод приехать, а то от друзей не дождешься вылазки на природу. Они только кричат "го на шашлык, го на шашлык", а воз и ныне там...

Я езжу на ЛАФ, потому что я тестировщик и я пишу документацию. То есть мне:
  1. Полезны темы анализа.
  2. Интересны темы анализа, так как я в этом деле новичок. Вот на конференциях по тестированию бывают доклады "капитан очевидность" для меня, а тут много нового!
А еще там можно встретить интересных людей. В этот раз мы, например, встретились с моей лучшей выпускницей Олей Алифановой. Разумеется, обе были в майках выпускников интесива (smile)




Но вернемся к главному — к докладам!

Особо запомнившиеся — самые крутые!


Чернова Анна. Методика оценки коллектива и выбора мотивации.

Аня рассказывала, как они применили у себя методику оценки матрицей «хочет-может». Те, кто не знаком с этой системой — обязательно смотреть видео!

Доклад очень понравился, он был живой, динамичный, плюсик Анне как оратору. Вначале теория с понятными примерами, потом немного практики. Все четко и раскладывает точку зрения докладчика по полочкам

Критерии оценки по материце:
  1. Результативность — понимает ли, что от него хотят.
  2. Проффесионализм — адекватность способов достижения.
  3. Лояльность — НЕ сидит молча, а пытается что-то сделать. Не получается — задает вопросы, говорит о своих проблемах заранее, а не в дедлайн «Упс, а я не успел...»
  4. Коммуницирование.
  5. Инициативность.

Оооо, ну тут слов нет (smile)

Тема кажется немного капитанской, особенно если просто слушать ее со стороны. Но это ровно до того момента, как вы попадете в такую же ситуацию. Ольга рассказывала о том, какие возникают проблемы коммуникации. Что важно — на примерах из жизни. С указанием своих решений.

Вот например. Заказчик во время продажи кивает головой "да да, это то, что мне нужно, меня все утраивает". На подписании контракта кивает головой, на согласовании требований. А потом, когда продукт готов, возмущается, что это вообще не то, о чем он просил. Знакомо? :-)

Выводы и решения некоторых проблем кажутся очевидными. Но, повторюсь, это пока у вас не возникнет такая же ))) Ораторика на пять, доклад рекомендую!

Барьеры, которые мешают общению:
  1. Смысловой — разное понимание слов.
  2. Синтаксический — нельзя понять.
  3. Барьер отношений — недоверие к человеку переносится на его слова и наоборот.
  4. Барьер авторитета.
  5. Логический — там на слайде прекрасная картинка на эту тему )))))
  6. Стилистический.
  7. Барьер взаимопонимания — собеседник говорит невнятно.

Дмитрий Безуглый. Роли бизнес и системного аналитика в создании продукта

Не была, но слышала восторженные аплодисменты из зала. И Оля Алифанова была на докладе, ей очень понравилось, думаю, она еще напишет об этом в блоге/на форуме :-)

Еще на второй день я попала, похоже, на конец его круглого стола про унификацию работы аналитика. Тоже понравилось, понравились рассуждения. О том, например, что все зависит от руководителя. У одного все команды крутые и все в них супер-люди, а у другого, куда ни поставь, все будут п... (smile)

Остальные доклады


Не оправдал ожиданий доклад Марии Ушаковой — Как добиться успешного решения задачи в срок. Такой завлекающий текст, понятно, что нет серебрянной пули, но очень хотелось послушать версию докладчика на «живых» примерах, с историями успеха.

Пока сидела в ожидании доклада, аж представляла, как буду потом коллегам ссылку на него кидать, когда похожие вопросы встанут. Но... Видео смотреть будет неинтересно, если запись шла только через микрофон докладчика. Оказалось, что это не доклад, а некий мастер-класс. Мария описывает ситуацию и спрашивает в зал "Что с этим можно делать?". Первый такой вопрос ввел меня в ступор. Я пришла мнение докладчика послушать, при чем тут зал? Потом подумала и поняла, что сама мысль интересная. Общение с аудиторией — это классно. Вопросы аудитории — тоже, заставляют включать мозг. Но это хорошо, когда аудитория небольшая, имхо. Потому что у всех разный уровень знаний, опыта и скорость мышления. Пока ты сидишь и думаешь над ответом, кто-то его уже выкрикнет. А ты додумать не успел. В таком случае проще сразу услышать мнение докладчика. Тем более что ответы из зала в видео будут неслышны.

Еще удивило, что не было никакого резюме по каждому пункту и, собственно, ответов на заявленные вопросы.

Например, слайд "Как избежать формального подхода?". Обсуждение сводится к мысли «Смотрим, как сотрудник сдает другие работы. Если у него все на троечку, похоже, мы попали в эту ситуацию. Поехали дальше!». Э-э-э-э, какое дальше??? А что с этим делать то??? Возможно, ответ был записан на слайдах, я со своего 4 ряда видела только заголовок и то, что на слайде есть 2 колонки мелкого текста. Поэтому записывала на слух и у меня на каждый пункт стоят знаки вопроса в блокноте — где вывод то? Что делать то в такой ситуации?

Не утверждаю, что доклад очень плохой. Насколько я понимаю, ЛАФ — небольшая тусовка и такие мастер-классы, основанные на общении с залом — это хорошо и правильно. Просто я к этому не привыкла и очень расстроилась, что не на что будет ссылку давать, так как видео на мастер-классе не получится.

Также, уверена, что аналитикам будут интересны и другие доклады с конференции. Например, Сергей Лалетин рассказывал о том, как делается ПО для самолетов. Занимательная тема! И очень сложная и серьезная. Ошибка в таком ПО может унести жизни.

Или вот Вадим Мустяца рассказывал о своем проекте NoBA. Для тех, кто хочет поразвиваться в свободное от работы время и сделать мир чуточку лучше. Мне есть чем заниматься, но сама тема интересная =)

В общем, я уверена, что каждый найдет на ЛАФ что-то свое! Тут есть интересные доклады и круглые столы. Кулуарные общения и вкусные шашлык. Я вот во время обеда обсуждала с Натальей Желновой насущный вопрос ведения требований и у меня появилась интересная идея, не сильно затратная по времени. А для этого конференция и нужна! Приехать со своей болью, найти того, кто мог бы с ней помочь и проконсультироваться (smile)

У меня получилось, а у вас? =)

По организационным вопросам — все было супер! Еда вкусная, особенно на второй день. Нам сварили плов, ммммм, какой это был плов! Отдыхали мы в отеле, который стоял рядом с речкой. Часть ребят даже успела искупаться! Накладок особых не было, разве что я, как истинный тестировщик, все разломала в своем отеле, но это уже другой разговор.

Организаторам разве что запрос на улучшение — шашлыка много не бывает!!! Хоть вроде и сделали с большим запасом, а вкусный шашлык поедается мгновенно :) Закрытие первого дня было в 6 вечера, а шашлык по плану начинался в 8. Мы приехали в 8.15 и попали на последнюю порцию :( Оказалось, что уже принесли свинину, курицу, рыбу и снова свинину. Эх, столько вкуснятинки упустили! (smile)

Тестировщикам эту конференцию рекомендую как бюджетную, но при этом дающую шанс заглянуть в закулисье к аналитикам. Здесь будет много новых для вас тем и идей. А значит, это отличная возможность развиваться! Увидимся на будущих фестивалях ;)

суббота, 20 июня 2015 г.

Внеурочный тур. The After-Hour Tour

Входит в «Туры по бизнес-району», Tours of the Business District

Вольный перевод статьи Виттакера из книги Exploratory Software testing. Туры помогают искать баги, взглянув на систему по-новому. Тестировщик выбирает тур и следует его цели, не отвлекаясь ни на что другое. Словно турист в незнакомом городе, составил план и пошел!

В 6 вечера бизнес останавливается и рабочие разъезжаются по домам. Это время давки в транспорте и на улицах города. Туристы предпочитают держаться подальше от бизнес-районов в это время.

reWalls.com-1781.jpg
Рабочий день окончен — давка началась. Идеальное время для тестирования


Но не тестировщики! Когда основные функции уже давно не работают, многие приложения продолжают пыхтеть. Они выполняют задачи поддержки и мониторинга: архивируют информацию, создают бекапы. Иногда приложения делают эти вещи автоматически, иногда тестировщик может запустить их вручную. Можете запустить — запустите. Если сайт собирает статистику, проверьте ее в данном туре.

пятница, 19 июня 2015 г.

Windows VS Linux — идеи багов для разных платформ

В чатике наших выпускников поднялась интересная тема — какие баги зависят от платформы?


Я уже давно не сталкивалась с кросс-платформенными багами в самом приложении. Но могу подкинуть пару идей по серверам.

У нас используется jboss. При переезде на wildfly писалась инструкция пользователю. Можно, конечно, сделать одинаковую инструкцию из серии «Установите сервер и настройте такие-то параметры», а потом огребать в поддержке вопросы «Как это сделать?» и «Ой, оно не стартует, что не так?». Поэтому мы пишем две разные инструкции — настройка под Windows и Linux. Инструкции дефолтовые — иди и сделай прям вот так и все будет работать. Если админ умеет работать с сервером приложений jboss, может поменять что-то на свое усмотрение, пожалуйста! Но бай дефолт должно работать по инструкции.

Если пишется какая-то утилита в помощь (собрать логи с сервера, например), ее запуск тоже выглядит чуть-чуть по-разному → отображается на инструкции.

Настройка файловых дескрипторов → отдельная песня. Забыл увеличить в линуксе и огреб  ошибку о невозможности открыть их. Файловые дескрипторы позволяют приложению  сделать доступ к файлу.

SSO настроить — на винде геморрой тот еще.

Многие плагины не работаю на винде как SSH-клиент, так как для винды SSH-чужеродная система. SSH-ключ → танцы с бубнами с расположением директории по умолчанию.

Все проблемы из-за того, что ядра винды или линукса работают по разному. Приложения на Java могут работать по разному из-за того, что виртуальная машина JVM реализует разные алгоритмы для общения с ОС. Алгоритмы пишут люди, которые тоже ошибкаются.

Как-то так. А вы с какими багами сталкивались? (smile)

четверг, 18 июня 2015 г.

Как появилось ДЗ6 в интенсиве?

Жил-был онлайн-интенсив. Первый прогон был не очень удачным, лучшим студентам было скучно на курсе. Мы подумали, подумали, да и переделали программу. Стали получать отличные отзывы, "вау, все нравится, все круто". Казалось бы, живи да радуйся результатам (smile)

Студенты довольны курсом — все зашибись!

Но тут у нас в компании открылась вакансия junior qa. Свежевыпущенный москвич отправил нам свое резюме, получил тестовое задание и... с треском его провалил! Мы обратились ко всей группе и попросили их пройти это тестовое. Провалились даже лучшие студенты. Шок, паника — «мы ничему их не научили!»

Студенты не могут выполнить тестовое 
задание — мы ничему их не научили!

Тогда то мы и решили добавить магическое ДЗ6, которое помнят абсолютно все наши выпускники :-)

Зачем что-то придумывать, когда можно взять реальное тестовое? Так появилась формулировка задачи: «Считайте, что курс уже окончен и вы прислали к нам резюме. Вам выдали тестовое задание. Тренера больше нет, вопросов ему задавать нельзя. В скайпе обсуждать ДЗ нельзя. Постарайтесь сдать его за 1-2 раза, так как в реальной жизни дополнительных шансов не будет. Текст задания: <наше реальное тестовое задание>».

Ролевая игра в полной мере. В этом задании тренера нет. Есть только Ольга (нынче «Мария», чтобы уж наверняка не считали, что могут писать тренеру как ни в чем не бывало), которая отправила вам тестовое задание. Когда студент присылает «никакой» ответ, то получает стандартный отлуп от работодателя:

Добрый день.
Благодарим за уделенное время.
В настоящий момент компания не готова сделать вам предложение.

Удачи в поиске интересной работы!


Тренер отвечает на вопросы. Как минимум 
наводящими вопросами

Работодатель с соискателями не цацкается 
и дает стандартный отлуп

После этого паника начинается уже у студентов (smile)
Как так, где мой фидбек, почему меня не взяли, что вообще происходит?

Им дается подсказка:

=========================
Yellow star (*y) ДЗ-6 вы МОЖЕТЕ дорабатывать и пересдавать сколько влезет. Прочитайте ВНИМАТЕЛЬНО, что написано в поле "важно" и подвергните каждое слово сомнению, вы же тестировщики. Если в требованиях написано "нельзя использовать английские символы", это значит, что русские можно! Yellow star (*y)
=========================

Дальше очень интересно наблюдать за реакцией группы. «Сильные» ученики сразу выделяются. После этой подсказки они понимают, что факт «тренеру писать нельзя» ≠ «нельзя писать работодателю» Lightbulb on (on)

Они пишут работодателю, получают свой фидбек, доделывают и переделывают задание. И так до победного! Те, кто не догадался на этапе первой подсказки, получают вторую, более конректную и тоже успешно сдают ДЗ. По крайней мере, самые упорные :)

Тем более что обсуждать запрещено именно тестовое задание, а ролевую игру — можно. Так и выходим на ответы «как запросить фидбек?» и тому подобные.

Итого, ДЗ 6 помогает прокачать:
  • Решение хитрой задачи.
  • Кое-что еще ;-)
  • Запрос фидбека у работодателя.
  • Умение вести деловую переписку — тон письма, его аккуратность, форматирование, приветствие, подпись.
ДЗ 6 прокачивает кучу скилов за один раз

Да, я понимаю, что этим блог-постом я выкидываю из курса кусок интересной игры. Заранее раскрываю карты и явно говорю о том, что работодателю можно писать, если возникли вопросы и нужно писать, если хочется получить фидбек.

Не все компании дают ответ. Бывает, что после собеседования говорят «Мы вам перезвоним» и... Не звонят, если ты не подошел. У нас компания вежливая, мы держим слово и отвечаем всем соискателям. Но ответ более-менее стандартный. Отказ + пара советов «на будущее». И если вы получили отказ и хотите понять причину — напишите работодателю! Если вежливо попросить фидбек, от вас не убудет. При этом можете получить очень ценную информацию. Не надо бояться писать с такими просьбами, максимум, что вам сделают — проигнорят письмо. Ну и что? За спрос не бьют! Но этому надо учить и мы учим.

Зачем я пишу об этом в блоге? Не всем студентам нравится такой подход, эта ролевая игра. Они возмущаются:

— Девочка заигралась, мы учиться пришли, так что быстро написали мне развернутый фидбек.
— Хамский ответ с точки зрения обучения. Ещё одна такая выходка и я требую деньги назад!

А ну дай нормальный фидбек, оборзевший тренер!!!

Мы ни в коем случае не хотим никого оскорбить или унизить таким заданием. Поэтому я объясняю, откуда оно взялось (студентам курса я бонусом рассказываю поучительную историю на эту тему). И именно благодаря ему наши выпускники потом находят работу (пруфлинк).

От того, что конкретно вам ролевая игра не нравится, она меняться не будет. НО! Прочитав этот пост, вы можете заранее сделать выбор — подойдет вам такое обучение или нет. И сэкономить деньги, если нет (smile)

PS — Пополнила этой статьей историю развития курса. 

среда, 17 июня 2015 г.

Поздравляем Ирину Гаврилову с новой работой!

Минутка success-story от моих выпускников (smile)

В понедельник в чате выпускников Ирина Гаврилова поделилась радостью:

Ольга и Павел, огромное-огромное вам спасибо за курс еще раз, а особенно за ДЗ 6!) Я была сегодня на собеседовании и выполняла похожее тестовое задание. Через полтора часа после окончания перезвонили и пригласили на работу).

Сейчас она уже официально работает!


Прекрасная мотивация для текущих учеников, которые планируют потом искать работу. Да, на нашем курсе очень тяжело, но мучения будут не напрасны Wink ;)

А Ирину я попросила оставить отзыв от своего имени в соц. сети, чтобы не возникало сомнений в его достоверности — читайте в ВК! :-)

PS — Пополнила этой статьей историю развития курса. 

четверг, 11 июня 2015 г.

The FedEx Tour

Входит в «Туры по бизнес-району», Tours of the Business District

Вольный перевод статьи Виттакера из книги Exploratory Software testing. Туры помогают искать баги, взглянув на систему по-новому. Тестировщик выбирает тур и следует его цели, не отвлекаясь ни на что другое. Словно турист в незнакомом городе, составил план и пошел!

FedEx — символ доставок во всем мире. Находясь в любой точке планеты, можно отправить посылку родным в Подмосковье. И нам не важно, через сколько временных складов она пройдет. Мы уверены, что родные получат груз в целости и сохранности.

fedex-express-vase-small-31944.jpg
Данные проходят сквозь ПО как посылки FedEx из точки А в точку Б

В FedEx посылки путешествуют вокруг планеты. В тестировании данные проходят сквозь приложение, путешествуя по его закоулкам.

Данные начинают свою жизнь как inputs (входные данные), сохраняются во внутренние переменные, изменяются и используются в вычислениях. Потом большинство данных доставляются как outputs (выходные данные) некоторому пользователю или части приложения. В FedEx-туре мы смотрим на эти данные.

Попробуйте идентифицировать входные данные, которые сохраняются в системе, и проследуйте за ними по приложению:

Когда адрес вводится в интернет-магазине, где он отображается? Какие функции используют его?

Если он используется как биллинг-адрес, проверьте функцию биллинга.

Если он используется как адрес доставки, используйте функцию доставки.

Если его можно обновить — обновите.  

Если можно вывести на печать — выведите.

Если он очищается или как-то обрабатывается — обработайте.

Попробуйте найти все функции, которые имеют отношение к входным данным. Как FedEx управляет своими посылками, так и вы включаетесь в каждый этап жизни данных.

Цель тура: проследить за путем входных данных (inputs). Найти и проверить все функции, которые их используют: сохраняют, меняют, выводят (outputs).

Самые очевидные входные данные — данные при регистрации. Зарегистрируемся в Дадате — https://dadata.ru/#registration_popup

1.jpg
Форма регистрации в Дадате. Пока что все спокойно

После регистрации видим первый вывод данных, ага!

2.jpg
Интересненько: введенный email отображается в маленьком окошке-приветствии

Значит, уже можно поэкспериментировать. Что мы видим? Всплывающее окно, не сильно широкое по размерам. А что, если зарегистрировать длинную почту? Вобьем максимально возможное количество символов:

3.jpg
Зажать и держать — так достигаем произвольной границы на длину поля

Регистрируемся и-и-и-и… Мва-ха-ха, сломали! Почта не влезла в экран, появился какой-то стремный скролл-бар

2.PNG
Эй, это что?

Если прокрутить его, увидим еще больший перекос стилей

3.PNG
Эк тебя перекосило то: кнопку «закрыть» усосало во тьму

Круто, круто, не успели тур перевести, уже баг верстки нашли! Бегом оформлять? Как бы не так :-)

Попробуем воспроизвести на другом компьютере, где диагональ 21 дюйм, а не жалкие 13. И воспроизводить будем «по-правильному». Генерируем через perlclip (инструмент для генерации строки любой длины и наполнения) строку, которую удобно будет считать — «counterstring 100000».

Пишем в поле «email» при регистрации «@mail.ru», а перед ним вставляем сгенеренную строку, получаем 67 символов.

11.jpg
Воспроизводим: снова генерим максимальный email

Блин, оно влезло!

12.jpg
На разрешении 1920х1080 не воспроизводится!

Итого: на разрешении 1920х1080 — не воспроизводится.
Воспроизводится на 1600х900 — это дефолтное разрешение на lenovo yoga, на котором очень часто я нахожу такие косяки.

Значит, баг с ооооочень низким приоритетом. Мало того, что пользователи обычно регистрируют нормальную почту, а не пытаются искать границы, так еще и разрешение у них должно быть нестандартное! Баг из тех, которые исправляются, когда совсем нечем заняться. В принципе, можно даже не заводить...

Заметки параноика

То, что в Дадате длинный текст влез в небольшое поле, не значит, что таких проблем в принципе не существует. Если видите небольшое окно с выводом переменной → проверьте, влезет ли туда максимальное значение по длине.

slon2u.jpg
Тестировщик, бди! Видишь мелкое окно — данные впихни!

Где еще есть данные регистрации в Дадате


Мы идем дальше. Раз Дадата просит подтвердить эл. адрес → она присылает на почту письмо. А вдруг там упоминается мое имя? Пойдем проверим:

4.jpg
В письме никаких имен, оно шаблонное, FedEx-багов тут не будет

Хорошо. Где еще может быть введенная при регистрации информация? В личном кабинете. Откроем его:

3.PNG
Открываем личный кабинет — ссылка с количеством денег на балансе

В личном кабинете отображаются имя и email. Проверяем их корректность:
5.jpg
Отображаются введенные при регистрации данные. Все правильно

Их можно изменить? Меняем и сохраняем!

6.jpg
Меняем персональные данные, а вдруг не сохранится?

Как проверить, что сохранилось? Выйти из системы и снова зайти. Ага, сохраняется.

Где еще используются эти данные? На email почта приходит! Надо дернуть что-нибудь, чтобы почта пришла. Вот и посмотрим, придет она на старый адрес или уже на новый. Почта приходит после обработки файла (ссылка на результат). Обрабатываем файл, проверяем почту. Пришла на новый адрес, все хорошо.

Заметки параноика

Данные в личном кабинете могут не сохраняться.
При изменении email письма могут уходить по старому адресу или кануть в небытие.
Email может измениться, но в письме придет старое имя.

«Доверяй, но проверяй» — мантра тестировщика :)

Уф, с регистрацией все. Какие еще данные проверить? В Дадате тур заканчивается на регистрации, потому что результаты обработок мы никак не храним. Ура, свобода попугаям! :-)

В FedEx туре мы обращаем внимание на все выводы данных, но не углябляемся в тестирование конкретных функций. Изменяя данные в личном кабинете, мы смотрим только на то, что они сохранились. Хочется потестировать ввод различных вариаций email, изменение данных в разных вкладках браузера. Но нет. Не отвлекайтесь от цели тура. Пришла в голову интересная идея «на потестить»? Записали и продолжили тур, вернитесь к ней позже.

>> Тут будет ссылка на следующий тур

Статья написана в помощь студентам моего курса по тестированию.

понедельник, 8 июня 2015 г.

Сообщения об ошибках — тоже документация, тестируйте их!

Что такое тестирование документации? В мозгах начинающих тестировщиков плотно засела мысль «Проверить ТЗ на полноту, непротиворечивость и прочая, прочая...», А когда даешь им задание найти и проверить всю документацию на уже реализованном проекте, в котором нет внутренних ТЗ, возникает ступор. Что же тогда проверять? Ой, много чего Wink ;)

Сегодня я хочу поговорить о сообщениях об ошибках. Да да, это тоже документация! Поэтому их надо все найти и проверить.


В систему можно загружать файл? Тогда пробуем грузить пустой файл, неправильного формата, расширения, разрешения...

В форме редактирования есть обязательные поля? Пробуем их не заполнять или заполнять неправильно...

Система передает ответы через SOAP/JSON? А если отправить неправильный запрос, пустой, с неполными или некорректными данными?

И так далее, и тому подобное.
Если есть доступ к коду — отлично! Смотрим, в какие сообщения разработчики оборачивают эксепшены, находим их в приложении и проверяем отображение.