понедельник, 30 мая 2016 г.

SQA Days 19. День первый

Со своими выпускниками

20-21 Мая 2016. Санкт-Петербург. 

Отгремела SQA Days 19. Если кратко — было очень круто! Доклады хорошие, на любой вкус. Организация вообще на высоте! И это я говорю не потому, что была волонтером и прикладывала руку к организации Big grin :D На самом деле я как тот пингвинчик из Мадагаскара, «улыбаемся и машем», делаем что говорят. А организовали все Влад с Татьяной и это правда было классно! Посмотрим подробнее (или прокрутите сразу к докладам)

Организация



В прошлый раз на меня ворчали, что я пишу о гостинице, своем номере итд. Порадую вас! Сегодня не буду, подробности о номере я вынесла в отдельный пост другого блога. Если кратко — очень круто. Номера просторные, красивые. Кровать удобная. Если забыл зубную пасту/бритву/итд — тебе все принесут.

Обед

В оба дня мы обедали в ресторане без особых очередей. Обед — всегда узкое место конференции, когда 1000 человек массово мигрирует в ресторан, очереди будут.

Как поступают Орликовы — обед разнесен на две смены. Параллельно с обедом кто-то читает доклад, а это часто заставляет остаться в зале, послушать... При этом, если доклад разачаровал — можно свалить с середины и покушать без толпы, тоже неплохо.

Сам ресторан большой. Мест много, проблемы найти себе столик не возникло. И это реально круто! Если вы были только на SQA Days 19, то считаете это удосбтво само собой разумеющимся. Но если вам есть с чем сравнивать, вы можете по достоинству оченить всю работу Влада и Татьяны (организаторы конференции).

Кулуары

Места были и "напосидеть", и "напостоять". Хотелось бы, конечно, немного больше диванов и пуфиков, где можно присесть потрындеть с коллегами. Но зато стоя можно было поболтать, целая куча столиков, за которыми велись беседы о том, о сем

Обсуждаем тренинги

А еще была куча стендов с разными заданиями + игры! Висели телевизоры с плейстейшен и в уголочке ребята собирали какую-то деревянную башенку из брусочков, забыла название этой настолки.

Некое развлечение

Башенка в рост человека

А на стендах можно было решать всякие задачки и получать ништяки. Вот мой коллега за первый день целый пакет ништяков собрал! Даже завидую немного Smile :)  Я была волонтером, мне некогда было по коридорам бегать. Хочу теперь участником простым поехать =)))


Голосование

В этот раз опробовали новую технику (или не новую? я на прошлой конфе не была). Вместо унылых анкет в пакетике прямо на стенах залах развешивали огромные плакаты с именами и фоточками выступающих. Тебе выдают наклейки с грустными и веселыми смайликами. Понравился доклад? Налепил докладчику зеленый смайлик, лайкнул. Не понравился? Лепим грустный. Количество смайликов ограничено, стоит поберечь, а не все сразу тратить.

Увлекательный процесс оценки доклада

Лови лайк, заслужил!

Так выглядела моя секция В к концу первого дня. Плакатов было два — около каждого входа в зал. Тот, который ближе к докладчику:

Оценки докладчиков в секции В, плакат 1

И тот, который около задних рядов:


Оценки докладчиков в секции В, плакат 2


Зацените, Алсу так понравилась, что ей что-то написали на листочке! И вот это особенно круто. Как докладчик могу сказать — любая обратная связь очень ценна и приятна. К сожалению, в анкетах все равно пишет что-то 1 человек из 100. Поэтому идея с лайками прекрасна, я считаю!

Единственное, что хотелось бы добавить помимо наклеек — такие небольшие стикеры, зеленые и красные. Чтобы, если ты хочешь дать обратную связь, то мог написать пару слов. Что особенно понравилось или наоборот. Мне так знакомый докладчик жаловался — что значат красные смайлы? Что именно не понравилось? Что мне улучшать? Мне кажется, можно попробовать внедрить. Конечно, стикеры наклеют меньше народа, но это лишь дополнение к смайликам. По-моему, интересно было бы =)

Выиграл конференцию Андрей Мясников. Видели бы вы плакат из секции С! Жаль, не зафоткала =) В секции С докладчиков в два раза больше, так как доклады короче → места для смайликов в два раза меньше на каждого докладчика. А у Андрея на одном из плакатов было over 100 улыбок — одна на другой, одна на другой. Так сильно он восхитил народ! Круто, правда круто, молодец Thumbs up (y)

Даже имени Андрея не видно за количеством смайлов!

Ну и, наконец, перейдем к докладам.

Кстати, вот я пишу блог-пост, копируя названия докладов из онлайн-программы на сайте конференции. Очень не хватает там номеров страниц в блокноте. В распечатке программы они были, это удобно. Пришел на доклад, подсмотрел номерок и сиди, записывай. А сейчас бумажной версии нет, а в онлайн упс, номерочков нету, сам ищи теперь докладчиков. Это так, пожелание на будущее =) В остальном все очень круто!

Доклады


Первый день я сидела в секции В, подменилась только после обеда, пошла бадушников послушать. Так что мои доклады тоже оттуда.

1. Герман Варгин. Пополняем арсенал тестировщика. Учимся применять новые техники

Второе место среди докладчиков!

Герман Варгин

Исходно зал был наполнен наполовину, но к концу доклада люди уже сидели на полу. Герман рассказал немного теории — зачем нужна сертификация, что она дает. Где получать знания итд. При этом старался не сам отвечать, а заставлял зал подумать. Зачем сертификация нужна? А какие техники можно применять? А вот то? А это? Угадывающим раздавал ништяки =)

Потом вызвал на сцену двух подопытных, дал им задачку, «найти ошибки в коде». Чтобы зал не скучал, им тоже дал задачку. Я немного продолбала этот момент — были задачки залу и подопытным одинаковые или разные. Но не суть. На экране красовался кусок кода, а мы старательно искали в нем ошибки. Кто нашел — получил ништячок от докладчика!

Подопытные

Мне очень понравилась сама техника подачи доклада. Настоящий мастер-класс с активным вовлечением зала в рассказ. Это очень мощная тезника, но ее мало кто умеет применять. Герману это, я считаю, удалось, потому что когда я носила микрофон желающим задать вопрос, ребята говорили «Да ну их, эти вопросы, давайте еще задачек порешаем!». Настолько втянулись! Настолько хотелось продолжать качать мозг. Правда круто =) Вот посмотрите, сколько народа, и это на первом то докладе!




Этот опыт вдохновил меня. Теперь я строю коварные планы по порабощению мира своему будущему докладу. Уже примерно знаю тему (разрываюсь между двумя интересными), как будет проходить дколад. Ух, в общем! Пора готовиться, чтобы подать, как прием откроют! Спасибо Герману за вдохновение Smile :)


2. Александр Башарин. QA как драйвер трансформации

Жесткий водопад — как оно бывает. Специфично в наши дни, конечно, но в больших компаниях именно так и будет. Александр рассказывал о том, что делать QA в такой модели и как он может повлиять на результат. Ведь команда большая, это и аналитики, и разработчики, и тестировщики... И надо со всеми договориться о новых процессах, если уж вы хотите что-то менять, меняться должны все.


Александр рассказывал, как продавать свои идеи. И что вообще делать в ситуации, когда, например, автоматизация невозможна в принципе из-за легаси кода. Это даже не код, а компоновщик свой самописный. Что делать? Вариантов два:
  1. Набрать студентов — а это обучение, обеспечение постоянного роста итд.
  2. Внедрить технологию — а это тоже дорого, стоит денег и времени.
Если выбрали технологию, используйте такой маршрут:

Просмотр существующих решений → чтение отзывов → пилотный проект → корректировка.

Воде выглядит просто, но часто забывают о том, чтобы почитать отзывы. Ведь уже собрали все грабли, почитайте, посмотрите! А если уж решились, то сделайте пилотную версию и дальше думайте, подойдет такое решение или нет. Чтобы потом не кусать локти и не жалеть о потраченных деньгах. Ведь надо не бояться выкинуть решение, которое вам не подошло...

В общем, куча умных мыслей в одном докладе, рекомендую к просмотру :)


Демоны — это такие помощники, которые автоматически делают какую-то работу. Например, деплой. Антон рассказывал, как они создавали демонов и к каким выводам пришли.

Badoo о демонах

Вначале демоны не тестировались, но быстро поняли, что это плохая практика. Теперь к ним тоже пишут автотесты и проверяют всю работу.

В badoo длинный процесс исправления ошибок, Антон показывал, как туда встроить тестирование демона. Показывал, что делать, чтобы раскопать ошибку, как воспроизвести. Все тесты чистят за собой (иначе будет много мусора). но вот есть режим дебага, он не чистит специально. Или можно сохранить все запускаемые скрипты. Итд.

Мне понравилось, как Антон рассказывал про документацию, очень жизненно. Дока в конфлюенсе быстро устаревает. Расходится с реальностью. Поэтому стали генерить доку из кода — вот это тема! Мой коллега давно на такое облизывается =)

Сколько народа слушало про демонов

Как это выглядит в Badoo? Отмотайте видео доклада ближе к концу, я не успела записать, слишком бытсро говорил ))) Но мы берем название демона — будет названием в доке. А вот это из коа берем — будет тест-кейс, а вот это — вот тут... В общем, сделали шаблон и генерят по нему. Удобно и всегда актуально!


Доклад супер! Один из моих фаворитов этой конференции. Максим работает начальником отдела и бизнес-тренером. Наверное, поэтому он умеет говорить Smile :)

Слайды — крутые. Спикер — крутой! Тема актуальная. Раскрыта полностью. Подача интересная, с примерами и шутками (зал смеялся = многие оценили). В общем, образцовый доклад!


Я себе на нем половину блокнота исписала, Максима хотелось конспектировать =) 

Конечно, чем дальше в лес, тем больше часов в сутках нам хочется. Но увы, такого не будет. Поэтому вы или зашьетесь на работе, или подготовите себе преемника. Как это сделать?
  1. Выбрать
  2. Набросать план.
  3. Обучить.
  4. Заменить.
  5. ...
  6. Выбрать нового :)
Как выбрать? Один крутой технически специалист, но не факт, что будет хорошим управленцем. Чтобы найти лидера, ходите с ребятами на обед и следите за тем, как они общаются. Так вы увидите, кто лидер внутри команды. Не факт, что он согласится на повышение, тогда ищите дальше, ну а как =)

Что нужно развивать у преемника?

— Активное слушание.
— Как писать письма.
— Делегирование.

Кажется, что это глупости какие-то, зачем этому учиться? Но лидеру очень важно уметь слшать и писать письма, «кратко, но емко». И вот тут я Максима яростно плюсую! Это очень важные навыки, на которые обычно просто забивают. 

Так вот, для первого навыка нужно уметь слушать, когда тебе что-то говорят и, что важно, когда тебе ничего не говорят. Есть очень простые, но эффективные приемны (все же помнят про 20% усилий и 80% результата, правда?):
— кивать и переспрашивать;
— не смотреть в телефон или почту (!) — это очень важно, так вы показываете, что собеседник вам неинтересен. Честно говоря, я часто грешу эти на работ, когда разработчик приходит спросить о задаче, а я вся в другой. Знаю это за собой и пытаюсь исправиться;

Типичные ошибки:
— ставим барьеры — не дослушав, делаем выводы;
— спорим.

Делегировать надо по SMART, помня о квадрате обучения. На каком уровне ваш преемник? Нужны ли ему прямые указания, обучение, коучинг или делегирование? Переводите его постепенно по всем ступеням. Если человека, который ничего не умеет, взять за шкирку и бросить в воду, он начнет вас тихо ненавидеть (на этот моменте я нервно похихикала, так как именно на этом и основан мой интенсив для начинающих, именно поэтому половина студентов в восторге, а другая меня яростно ненавидит). А если вы перешли на новй уровень, никогда не возвращайтесь на старый! Иначе обидите человека.

Как понять, какая нагрузка ляжет на плечи преемника? Откройте свой календарь, посмотрите: сколько у вас встреч? Это покажет, что нужно преемнику.

Максим рассказал интересный кейс из практики — люди проходят у него тренинг и он просит прислать их отзыв на тренинг на почту. Угадайте, какие письма он получает? Правильно, 90% писем имеют тему «Тренинг». А какой? Людей надо учить даже банальным вещам. И тут снова яростно плюсую Тестировщикам тоже есть чему поучиться среди "банальщины". Но это тема отдельного разговора =)

Так как же потихоньку внедрять «Васю» вместо себя?
  1. Молчаливый слушатель — вы присутствуете, а встречу проводит Вася. Но он должен знать об этом заранее! А то будет печалька.
  2. Брать выходной — увидите, что без вас мир не рухнет. А у Васи будет шанс чуток поруководить.
  3. Делегировать.
  4. Парную работу проводить.
  5. итд.
В общем, куча полезной информации! Рекомендую к просмотру Smile :)


Тоже отличный доклад! Алексей рассказывал, как принять решение — нужна автоматизация или нет. Сначала задайте себе простые вопросы:
— Какие задачи решаем?
— Кто будет ответственным?
— Как это сделаем?

Часто энтузиазм улетучивается еще на втором вопросе =)))

Если приняли решение автоматизировать, помните — это ДОРОГО! Решите, готовы ли вы платить? Если вы думаете, что быстренько все внедрите и начнете экономить — лучше даже не начинать. Так же помните, что это навсегда, а не временно. Как качалка, если пособлюдать правильное питание недельку, похудеть, а потом вернуться к чипсам и пиццам — увы, результат вы тоже потеряете.

Так мы подошли к ожиданиям — зачем вообще внедряют автоматизацию?
— сократить время на тестирование;
— увеличить число проверок;
— более часто проводить проверки;
— удешевить стоимость;
— заменить ручных тестировщиков;
— быстрее получать фидбек;
— упростить тестироватение;

И так далее, и тому подобное. Для каждого пункта Леша давал свое мнение — хорошая цель или так себе. Выстрелит или нет. Хороший разбор!

В конце доклада мы немного поговорили о том, что люди постоянно читают истории успеха. А надо, наоборот, читать истории поражения. Что приводит к золотому унитазу? Золотой — потому что дорого же!

Ну и, наконец, Алексей рассказал, как проталкивать идею автоматизации:

1. Снизу — нужно доказать, что это полезно. Не начинать с тестов через UI, это слишком нескоро окупится. Попробовать сначала убрать с коллег рутину. Всем нравится, когда с них снимают рутинные задачки, так и заинтересуете всех вокруг. И очень полезно сначала сделать хоть что-то, а потом уже выбивать официально время. У нас так на работе разработчик проект забрал)))) В выходные переписал его с нуля, без костылей. И забрал официально =)

2. Сверху — иногда бывает нужно доказать оживленной толпе, вернувшейся с конференции, что автоматизация им НЕ нужна. Да да, бывает и такое! Так вот, план успеха — назначьте ответственных и пусть они распишут вам четкий и подробный пла затрат, сроков итд. А дальше уже посмотрите :)

6. Илья Кудинов. Развитие процессов тестирования в Badoo за три года, или Как мы думали, что всё хорошо, а оказалось, что можно лучше

Этот доклад я слышу уже не в первый раз, ребята из Badoo часто рассказывают о своих процессах. Если еще не слышали такого доклада — послушайте! Я в первый раз очень впечатлилась! Многомиллионный сайт знакомств, такая система, которую даже нельзя локально для тестирования развернуть — какие процессы в такой команде? Как фича проходит этапы от задумки до выпуска? И так далее. 

Каждый раз коллеги рассказывают о своем процессе немного с другой стороны. Но там в любом случае есть что почерпнуть!




Уффффф, ну вроде все по первому дню. Удачного просмотра видео! Smile :)

См также:
SQA Days 19. День второй — отзыв о втором дне

Напоследок только хочу рассказать, что в секции С в тот день выступала моя выпускница Нина Белан. Она столкнулась с тестированием MVP, но не нашла в интернете много информации. Поэтому попробовала и пришла поделиться своим опытом. Уверена, было познавательно! =)


Комментариев нет:

Отправить комментарий