вторник, 23 января 2018 г.

Слушать нельзя указывать. Эдгар Г. Шейн


Ссылка на OZON

Честно говоря, своих денег не стоит, имхо. Есть более полезные книги на тему менеджмента или переговоров.

Начало очень неплохое. Автор рассказывает о том, как важно уметь задавать вопросы. И делать это правильно, а не абы как. Это меня воодушевило, так как в тестировании все то же самое. На моих курсах мы учим студентов задавать вопросы, но до совершенства еще ой как далеко!

Я даже хотела отдельный курс на эту тему делать, но вряд ли у тестировщиков он будет пользоваться спросом. В общем, мне стало очень интересно, как можно на эту тему целую книжку написать, пусть и небольшую!

Автор пишет о том, что в нашей культуре люди привыкли говорить, а не задавать вопросы. И если мы задаем вопросы, то оказываемся временно в приниженном положении относительно других. И это тяжело, особенно если ты босс.


Ведь мы привыкли к тому, что, когда начальник говорит, его надо уважительно слушать. И наоборот, когда говорит подчиненный, то начальник может его прервать и указать план действий. Но ведь на самом деле нельзя быть умным сразу во всем. И начальник редко знает больше всех подчиненных. Поэтому надо уметь задавать вопросы.

Причем важно задавать вопросы правильно, с искренним интересом. Потому что есть же еще невербальная сторона. Будете лукавить, люди это почувствуют. И не так важно, что вы говорите, как то, как вы это делаете. Если на самом деле вам начхать на ответ, это заметят, и перестанут вам доверять.

Автор говорит и про выступления. Точнее, он говорит просто про диалог, но это отлично подходит к выступлению на конференции. Больше всего автора бесит, когда ему рассказывают что-то, что он уже знает, причем таким тоном, словно открывают Америку. Это расстраивает и обижает, словно спикер ставит тебя в приниженное положение, заявляя, что сам бы ты до этого не додумался. А ты додумался!

А еще автор рекомендует проявлять больше осознанности и приводит разные интересные примеры:

1. Проезжает машина и девушка спрашивает «Как проехать на такое-то шоссе?». Чтобы туда попасть, надо развернуться и делать крюк. Но автор спрашивает «А куда вы хотите в итоге попасть?» и выясняется, что едет сейчас девушка правильно.

Если просто ответить на вопрос, то человеку ты не поможешь. Но важно думать о том, чтобы помочь другим, а не просто удовлетворить свое любопытство. Вопрос «А зачем вам туда-то?» будет неуместен, а вот «Куда бы вы хотели попасть в конечном счете?» — вполне.

2. Автору начальники фирмы жаловались, что все подчиненные негибкие, все делают по привычке. Приводят пример, как они на митинге расселись за большим столом за свои места, хотя больше половину осталось свободно, зачем сидеть на другом конце зала?

Можно начать давать советы, что делать в таком случае, но автор просто спросил «А что вы сделали?», с любопытством, ему правда было интересно. Оказалось, что ничего. И это открыло начальству глаза на то, что свои действия надо тоже менять )))

3. Внучка порезала голову и  ее отвезли в больницу. И ах, какой ужас, весь день волновались, туда-сюда. Знакомой рассказывалось как ужасный случай, а та спросила «А что еще произошло в тот день?». И тут только автор понял, что внучка в машине была довольная и счастливая, что-то щебетала, и в итоге они вместе отлично провели время, но не задумывались об этом, сосредоточившись лишь на плохом.

Так что в целом разумные и полезные мысли в книге есть. Но читается не слишком интересно. Вроде автор и пишет иногда «но я скажу проще», вот только обычно говорит он не проще, а, наоборот, изощреннее.

И воды в книге много, но обычно «вода» нужна для того, чтобы вдохновить читателя. А тут ничего вдохновляющего... Так что не впечатлилась особо. Для разнообразия можно прочитать, но покупать бумажный вариант точно не стоит.

PS: добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

Комментариев нет:

Отправить комментарий