суббота, 14 апреля 2018 г.

Не заставляйте меня думать. Стив Круг


Ссылка на OZON

Боже мой, где эта книга была раньше? Это же просто прекрасно! Книга о юзабилити, которая.. юзер-френдли! Тонкая, много картинок, большие отступы между абзацами, читается легко и быстро... Must read!

Как сам автор пишет, он хотел, чтобы его книгу можно было прочитать за время перелета или другого длительного ожидания, но одного. Это круто! Тоже хочу такую книгу. На самом деле я свою книгу для начинающих исходно планировала как второго Савина, тоже тоненькую. Мол, что там такого рассказывать то? Но что-то где-то пошло не так  Будет толстая, как серия «Head First O`Reilly». Ну и ладно! Зато у меня примеров реальных много, это полезно. Но потом! Потом хочу тоненькую книжку, вот как эта от Стива Круга )))

Несмотря на то, что книга сама по себе тоненькая, всего 200 стр (это с картинками и большими отступами между абзацами), там целая куча всякого полезного. Наставила в ней целую кучу закладок, защипывая страницы. Сначала пожалела книгу, не хотела портить, но потом не удержалась и в итоге вся книга в защипах 

Автор сразу предупреждает, что при чтении его книги может возникать чувство «Я знал это». Но, «подобно большей части того, что относится к здравому смыслу, это не всегда является очевидным, пока кто-либо другой не укажет вам на это» ©.

Я при чтении не чувствовала какого-то раздражения из серии «здравствуй, кэп». Да, многое кажется очевидным, но при этом в духе «Да! Да! Именно так и надо», а не «Пффф, я и так это знал» 

Мысли, которые я себе выписала:

1. Создатели сайтов думают. что пользователь будет внимательно читать их главную страницу, вдумчиво делать выбор, куда бы тыкнуть... Как бы не так! Мы все спешим, листаем читая по диагонали и ища слово, за которое можно зацепиться. Цена ошибки невелика, ведь есть могучая кнопка «назад».

2. Чтобы пользователю было проще читать, помогите ему. Уберите стену текста. Уберите лишние элементы, лишний текст. Оставшийся отформатируйте — делайте заголовки, короткие абзацы.

3. Указатели, навигация — все должно быть понятным. Вот прислали тебе прямую ссылку на сайт и ты должен понять: где ты, на какой странице, чему посвящен сайт в целом, куда можно перейти и т.д.

4. Часто возникают на работе религиозные споры из серии «Какой сделать навигацию? Сверху или сбоку? Выпадайкой или еще как?». Так вот, вопрос «Многим ли нравятся меню с раскрывающимся списком» нужно заменить на «Обеспечивает ли такое меню с раскрывающимся списком, в котором перечислены такие пункты с помощью таких слов в таком контексте на такой странице, удобство для большинства людей, которые могут воспользоваться этим сайтом?». Возможно, выпадайка это хорошо, но конкретно ваша — плохо. Ну и вообще, не тратьте кучу времени на такие споры. Просто пробуйте. Тестирование никто не заменит.

5. Как проводить тестирование? Можно дорого, приглашая супер-профи, следя за испытуемым в прозрачное стекло итд и тп. А можно дешево — звать людей, предлагая им минимум денег. Буквально 3 человека в месяц надо:

  • Садимся вместе с человеком около компьютера;
  • Объясняем суть — что он должен говорить о своих чувствах и эмоциях, зачем это все нужно и так далее.
  • Даем задание: найти что-то на сайте, например. Задание где-то на час
  • Все — человек выполняет задания, а вы не помогаете, просто следите, что он делает, задаете вопросы типа «Что вы сейчас думаете?», если он начинает молчать.
При этом в соседней комнате сидит команда и наблюдает за вами. Но не за прозрачной стеной, а просто подключаете видео на экран (если мобильный, то можно на него нацепить камеру) + микрофон. И все! Дешево и сердито. Но очень эффективно: обычно слушающие приходят в шок при первом просмотре. Они то думают, что пользователи поступают совсем по другому!

Такой тестирование занимает подня: по полтора часа на каждого испытуемого, а потом идем на обед с командой и сразу обсуждаем то, что узнали. Выбираем 3 самые важные задачи, которые можно улучшить, это будет план на месяц.

Главное — повторять каждый месяц. Не надо пытаться исправить сразу все. Так вы наставите кучу задач, ничего не успеете и только разачаруетесь во всем этом. Лучше делать по чуть-чуть и повторять тестирование почаще.


6. Типичные проблемы, которые будут встречаться чаще всего:
  • Пользователям не ясна суть — «что мне делать с этим сайтом, о чем он?»
  • Отсутствуют слова, которые ищут пользователи — совсем нету или названо другими словами
  • Слишком много всего — искомое прямо перед глазами, но пользователь не видит его, так как мешает общий шум на странице.
7. У людей обычно есть резервуар благосклонности. У некоторых он исходно небольшой, у других наоборот. Но он зависит от разного: от моего настроения, от того, откуда я пришла... Может быть, он обычно большой, но конкретно сейчас меня все бесит, потому что прошлый сайт был ужасен или кто-то испортил мне настроение.

8. Как обосновать проведение юзабилити-тестирования боссу?
  • Покажите окупаемость —соберите данные при помощи «тестирования за 5 рублей» и покажите экономию.
  • Говорите на их языке — выясните текущие досаждающие проблемы в корпорации и говорите об улучшениях, которые помогут их решить.
Книги, которые автор рекомендует или ссылается на них:

1. Sources of Power: How People Make Decisions (Источники силы: как люди принимают решения) — после прочтения Круг осознал, что люди не ищут лучшее, они «довольствуются», тыкая на первую ссылку, которая вроде бы им подходит.

2. Letting Go of the Words: Writing Web Content that Works, Джинни Редиш — Круг очень хвалит эту книгу: «Если вы всерьез желаете узнать о том, как сделать контент удобным для просмотра, не мешкая, закажите книгу. А также закажите копии этой книги для всех тех, кто пишет и редактирует цифровой контент или делает с ним что-либо еще. ОНи будут бесконечно признательны вам» ©.

В качестве русского аналога могу посоветовать книгу Главреда «Пиши, сокращай»

2. Forms that Work: Designing Web Forms for Usability — от автора: «Также, как и с книгой Джинни Редиш о написании веб-текстов, у каждого, кто занимается разработкой веб-форм, на столе должен быть потрепанный от чтения экземпляр этой книги» ©

3. Rocket Surgery Made Easy: The Do-It-Yourself Guide to Finding and Fixing Usability Problems. Стив Круг — еще одна книга Круга, сосредоточенная именно на юзабилити-тестировании «за 5 рублей в день», то есть которое дешевое, быстрое и приносящее результаты.

4. Cost-Justifying Usability: An Update for the Internet Age, Second Edition. Randolph Bias Deborah Mayhew (Удобство пользования, которое оправдывает расходы на него: обновление для эпохи интернета) — Круг называет эту книгу замечательной, крайне рекомендуя ее для обоснования проведения юзабилити-тестирования боссам, чтобы показать окупаемость.

5. It's Our Research: Getting Stakeholder Buy-in for User Experience Research Projects (Это наше исследование: привлекаем заинтересованных к оплате проектов по исследованию опыта ползования) — Автор исследуе опыт пользования в Google, Круг хвалит самого автора.

6. The User Experience Team of One: A Research and Design Survival Guide (Команда из одного человека, занимающегося опытом пользования: руководство по выживанию при исследованиях и дизайне) — специально для тех людей, кто в одиночку занимается дизайном. Круг особенно советуеь главы 3 («Организуем поддержку своей работы») и 4 («Выстраиваем себя и свою карьеру»).

5. Психология влияния. Роберт Чалдини — на тему того, что нравится пользователям. Тут люто плюсуюсь, книга Чалдини — это вау!


В общем, книга шикарная, очень рекомендую! Must read, особенно команде разработки, не только тестировщикам. Читать легко, интересно и полезно!

PS: добавила книгу в общий список прочитанных мною книг.

2 комментария:

  1. > Будет толстая, как серия «Head First O`Reilly».

    Если не будешь на каждой странице вести диалог с воображаемым собеседником, то сможешь уложиться в объемы, которые будут заданы издательством (количество печатных листов - физиологическое ограничение).

    ОтветитьУдалить